11.09.2002
"Плати и уноси". Почему отечественные компании увлеклись созданием магазинов cash & carry

Похоже, в ближайшее время реальная конкуренция между торговыми сетями будет разворачиваться в сфере мелкого опта. То есть в той благодатной нише, где развернула свою деятельность немецкая Metro.

Особенно заметна эта тенденция в Петербурге. Летом здесь стартовал проект cash & carry "Карусель" розничной сети "Пятерочка". До конца года в центре города, недалеко от Московского вокзала, откроется второй магазин этого формата. В "Пятерочке" не скрывают, что рассчитывают с помощью нового проекта подвинуть на рынке мелкооптовые магазины "Лента", в которых отовариваются не только оптовики, но и рядовые питерцы.

В Москве ответный удар по ценам Auchan и Metro готовит "Седьмой континент". "В течение 2003-го – 2004 года мы собираемся открыть 20 торговых центров, где будет и оптовая, и розничная торговля. Такой формат востребован на рынке и обещает быть экономически выгодным. У нас хорошие отношения с поставщиками, и они могут поставлять нам больше товара, чем сейчас. До конца года московское правительство должно предоставить места под первые десять торговых центров, после чего мы сразу же будем готовы начать строительство", – говорит Валентин Запевалов, заместитель генерального директора компании "Седьмой континент".

О желании развивать мелкооптовую торговлю заявляли и другие участники рынка. Это дешевле (оптовые центры не требуют таких вложений, как супермаркеты) и выгоднее (увеличивая закупки у поставщиков, сети могут рассчитывать на большие скидки). К тому же только при таком формате можно конкурировать по ценам с рынками. Например, в "Карусели" цены на 10 – 15% ниже, чем в среднем по городу, и на 5% ниже, чем в материнской "Пятерочке".

За счет высокого оборота оптовых продаж розничные сети могут укрепить свои позиции на рынке. "Системы управления, логистика и поставщики "Карусели" те же, что и в "Пятерочке". Используя весь стратегический ресурс ООО "Агроторг", "Карусель" становится недосягаемой даже для иностранных сетей. Во всяком случае, может весьма успешно с ними конкурировать", – говорит Сергей Лепкович, директор сети "Пятерочка". Оптовая торговля дает ритейлерам возможность плавно осваивать регионы: значительная часть клиентов cash & carry – владельцы небольших региональных магазинов, для которых это единственная возможность набрать в одном месте весь ассортимент.

Еще одна крупная сеть, "Перекресток", торгует мелким оптом дольше других москвичей, не создавая для этого отдельного формата – товар отпускается клиентам из распределительного центра компании. Сейчас компания расширяет его площади и собирается строить второй РЦ. "Мелкооптовый формат торговли нам интересен. С его помощью происходит завоевание рынка, а широкое внедрение подобной формы торговли позволяет получать у поставщиков лучшие условия и цены", – говорит Леонид Белага, пресс-секретарь "Перекрестка".

"Вопрос о создании cash & carry может быть интересен для всех ритейлеров. Такие проекты востребованы прежде всего небольшими магазинами, мелкими сетями региональных магазинов, в частности, магазинами при заправках. "Рамстор", например, уже разрабатывает проект РЦ в Сибири. У наших ритейлеров тоже есть желание идти в регионы с мелким оптом, но пока нет решимости", – считает Олег Войцеховский, директор компании Russian Retail Solutions.

Оптовая диверсификация позволит розничным сетям зарабатывать. Да и поддержка местных администраций мелкооптовым проектам гарантирована – чем дешевле еда, тем лучше. Особенно, если она ничем не отличается от еды в супермаркетах.

Источник: Компания