12.09.2002
Гринбергу понравилась ВСК

Морис Гринберг, глава одной из крупнейших страховых групп мира - American International Group (AIG) , наделал шуму на российском рынке. Вчера он подтвердил интерес к покупке страховой компании в России и дал понять, что наибольший интерес у него вызывает Военно-страховая компания. На рынке считают заявление сигналом, что AIG уже договорилась с владельцами ВСК.

Руководитель AIG и один из самых авторитетных людей в мировом страховом бизнесе - Морис Гринберг неоднократно заявлял о желании купить страховую компанию в России. При том что здесь уже есть "дочка" страховщика - компания "AIG-Россия". Первое заявление прозвучало еще в прошлом году на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке, затем планы подтвердились во время апрельского визита Гринберга в Москву. Тогда он провел встречи с "РЕСО-Гарантией", ВСК. До этого глава AIG проявлял интерес к "Ингосстраху". Вчера Гринберг заявил "Прайм-ТАСС", что AIG рассматривает несколько вариантов, но наиболее "плотные дискуссии" идут с ВСК. Когда и чем они закончатся, Гринберг не уточнил.

Военно-страховая компания создана в 1992 г. и изначально специализировалась на страховании военнослужащих. ВСК контролируется менеджментом. По итогам первого полугодия 2002 г. компания занимает 19-е место среди всех российских компаний со сборами в 1,43 млрд руб. Имеет 88 филиалов и 200 отделений в России. В страховом портфеле без учета обязательного страхования ни один вид услуг не является доминирующим.

В компаниях "AIG-Россия" и ВСК предпочли не конкретизировать заявление Мориса Гринберга. "Не обладая точной расшифровкой, мы не можем комментировать эти высказывания", - говорит официальный представитель ВСК Андрей Казаков. Однако сразу несколько источников, близких к руководству ВСК, рассказали "Ведомостям", что с весны этого года AIG действительно активно интересуется бизнесом ВСК, а специалистами американского страховщика был проведен предпродажный аудит ВСК и даны рекомендации по реформированию структуры бизнеса компании. При этом один из собеседников "Ведомостей" говорит, что в случае продажи ВСК придется разделить на две компании. Дело в том, что треть бизнеса ВСК приходится на страхование военнослужащих, а по закону об обязательном госстраховании жизни и здоровья военнослужащих к этому виду страхования допускаются только компании без иностранных инвестиций.

Страховщики из других компаний считают, что до совершения сделки между AIG и ВСК осталось совсем немного. "Минимум протокол о намерениях подписан", - комментирует заявление Гринберга Альберт Гавриков, управляющий директор ИК "Атон", недавно купившей страховую компанию "Россия". "Такие вещи не говорятся, если сделка фактически не скомпонована", - убежден первый замгендиректора "РОСНО" Леонид Меламед. Вице-президент ВСС Денис Киселев считает, что удачное завершение переговоров с ВСК - "единственная оставшаяся возможность [для AIG] войти на российский рынок". С ним согласен Леонид Меламед: по его мнению, AIG быстрее выйдет на рынок, если купит готовую компанию с клиентской базой, связями и персоналом, нежели будет пытаться создавать новый бизнес с нуля.

Правда, Денис Киселев, в свое время проводивший для "Альфа-групп" сделку при покупке "ВЕСтА", подчеркивает, что заявление Гринберга может быть "самостоятельным элементом рыночной игры" и не иметь связи с текущим ходом сделки. А Гавриков подчеркивает, что заявление ни к чему не обязывает главу AIG, даже если переговоры сорвутся и покупка не состоится.

ИНВЕСТИЦИИ ОТ AIG: Вчера Гринберг заявил, что AIG формирует новый инвестиционный фонд для России размером $30 - 50 млн. Глобальный бизнес AIG связан помимо страхования с разнообразными финансовыми услугами, включая управление активами, авиационный лизинг, торговлю, частное финансирование, прямые инвестиции, управление недвижимостью. На средства фонда можно было бы купить компанию крупнее ВСК. Например, сделка по покупке Allianz AG 45% "РОСНО" обошлась приблизительно в $30 млн. "Тройка Диалог " получила 49% "Росгосстраха" за $40 млн. Правда, свободных крупных компаний, не связанных с корпорациями, банками или инвесткомпаниями, практически не осталось.

Источник: Ведомости