16.09.2002
Игра в биржу помогает компаниям не материально, а советами

Московская компания "Бука" занимается производством и дистрибьюцией компьютерных игр. Ее оборот за прошлый год составил $5 млн. С сотнями других небольших компаний "Буку" объединяет общая проблема - избыток идей при недостатке средств для их реализации. "Последние 10 лет мы работаем только на свои средства. А идей гораздо больше, чем мы сами можем профинансировать", - говорит Олег Белобородов, директор по специальным проектам "Буки".
"Бука" стала одной из шести компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и др. , которые скоро примут участие в игре, имитирующей фондовую биржу для венчурных предприятий. IPO-площадка будет работать в рамках III Российской венчурной ярмарки 17 - 18 октября. В ходе игры организаторы обещают практически полностью смоделировать процесс выхода на биржу. Настоящих денег компании не получат. Однако "эмитентов" привлекают не только деньги. Компании рассчитывают, что такой опыт пригодится, если они на самом деле захотят привлечь публичных инвесторов. Кроме того, компании не прочь воспользоваться бесплатными консультациями - чтобы, например, узнать, сколько стоит их бизнес.

По словам Александра Малиновского, замдиректора Центра стратегических разработок "Северо-Запад", одного из организаторов IPO-площадки, предварительные переговоры показали, что инвесторам было бы интересно работать на бирже, где котировались бы ценные бумаги венчурных компаний, но они хотят увидеть, как это будет работать на практике. "Эта игра может стать катализатором для того, чтобы в России заработал рынок IPO", - говорит Малиновский. По его словам, можно считать, что игра прошла не зря, если спустя несколько месяцев один из "эмитентов" выйдет на фондовый рынок хотя бы с облигациями.

Однако специалисты довольно скептически относятся к этому мероприятию. По словам главного специалиста по корпоративным финансам ИК "Атон" Игоря Бондаренко, процесс IPO "не моделируем, он уникален". "Если наше инвестиционное сообщество готово, то оно будет инвестировать. Если не готово, то никакими играми его в этом не убедить. Проблема ведь не в технологии размещения на IPO", - считает Бондаренко.

Во многих странах IPO - один из традиционных путей привлечения инвестиций для молодых компаний. Например, чикагская Lifeway Foods Inc, выпускающая кефир и другие кисломолочные продукты, была основана в 1985 г. российским эмигрантом Михаилом Смолянским, а уже в 1988 г. вышла на NASDAQ. Оборот Lifeway Foods сравнительно невелик - в прошлом году он составил $10,6 млн. На сайте компании www.kefir.com регулярно публикуются квартальные и годовые отчеты, сообщения о событиях в жизни компании и др.

Однако в вероятность появления рынка ценных бумаг для подобных компаний в России верят немногие. Прежде всего компании с таким скромным оборотом не интересны участникам фондового рынка. Для андеррайтеров это означает низкие комиссионные (обычно они составляют от 1% до 5% от суммы привлеченных средств) , а для инвесторов - "большую мороку с низкой отдачей", как выразился один из предполагаемых инвесторов, просивший не называть его имени. "Средств и времени на оценку перспективности этих вложений надо тратить столько же, сколько и на приобретение более крупных активов, а отдача будет значительно меньше", - говорит он. Наконец, чтобы провести IPO, необходимо сделать бизнес прозрачным, отказаться от серых схем - в результате чего далеко не каждый бизнес оказывается прибыльным, говорит Юрий Новожилов, директор управления инвестиционно-банковских услуг "Вэб-инвест Банка", одного из андеррайтеров, принимающих участие в игре.

Не всем понятно, зачем вообще нужны подобные мероприятия. По словам Юрия Ровенского, гендиректора компании РБК, которая в этом году провела первичное размещение акций на РТС и ММВБ, "у нас и так IPO воспринимается как игра, а тут еще кто-то будет имитировать эту игру". Если в мероприятии участвуют реальные инвесторы и если они подадут достаточное количество заявок, то почему бы не провести эту сделку фактически, рассуждает он. А если не будет спроса, то можно будет просто отменить размещение.

Будущие "эмитенты" отмечают, что готовы выполнить все необходимые условия, в том числе сделать бизнес прозрачным и чистым от серых схем. Однако у них есть и другие цели, помимо привлечения инвестиций непосредственно на аукционе. "Если года через три мы действительно решим выйти на рынок IPO, мы уже будем знать, что от нас требуется", - говорит директор по специальным проектам ЗАО "Бука" Олег Белобородов.

Другой "эмитент", занимающийся сборкой компьютеров и разработкой программного обеспечения, - ЗАО "АСКоД" - только после работы с консультантами узнал свой консолидированный оборот (компания вела бизнес через несколько юрлиц) : он составляет $2,2 млн в год. Компания планирует привлечь $2,5 млн инвестиций, разместив 20 - 50% акций. "Мы даже готовы отдать немалые деньги за юридические услуги и проведение всех необходимых процедур, но мы не готовы платить за кота в мешке, - говорит заместитель гендиректора "АСКоДа" Дмитрий Таран. - Ведь пока не было прецедентов, чтобы небольшая компания привлекала деньги посредством IPO".

А генеральный директор ЗАО НПО "ПиМ-ИНВЕСТ" Эллия Игумнова считает, что предстоящая игра позволит оценить компанию, оборот которой составляет сейчас $3 млн. "Развиться только на свои средства мы не можем. Поэтому поиск инвестора - задача для нас одна из самых важных", - говорит она. Деньги (около $4,5 млн) нужны для нового проекта промышленного производства хладонов из озонобезопасного исходного сырья.

Источник: Ведомости