16.09.2002
Умоляю, какой это город? В Москве решили взяться за уличные указатели

В Москве не хватает уличных указателей. Даже местным пешеходам и автомобилистам нелегко ориентироваться в хитросплетении столичных улиц, что уж говорить о туристах. Две компании, которым московское правительство поручило устанавливать указатели, поставили дело на коммерческую основу. Однако задачи, которые мэрия ставила перед фирмами, не выполнены. Теперь за право размещать информацию общегородского значения компании будут бороться на конкурсе.


Великий комбинатор, очутившись в Старгороде, немало подивился тому обстоятельству, что в городе было две Советских улицы. На языке градостроителей и архитекторов это называется "неэффективное устройство городской среды". В этом плане Москва мало чем отличается от собирательного образа Старгорода и требованиям "эффективного устройства" не отвечает. В столице немало одноименных улиц, проездов, проспектов и т. д. Ориентироваться в городе даже самим москвичам бывает подчас затруднительно. Что говорить о туристах, тем более иностранных. Правда, сейчас им стало легче передвигаться в столичной подземке; расклеенные в вагонах схемы метро теперь стали доступны для восприятия иностранцев. Несколько месяцев назад метрополитен, проявив инициативу, продублировал названия станций на английском. Однако на поверхности Москва не знающему кириллицы туристу имеет мало что сказать. От недостатка указателей страдают и московские водители. Те, кто ездил в Москве по незнакомому району, хорошо знают, что найти дорогу, скажем, из пункта "А" в пункт "Б", не прибегая к помощи карты или опросу всезнающих старушек-аборигенов, практически невозможно. Фактом остается то, что Москва абсолютно не приспособлена для ориентации на месте. В центре города, правда, встречаются указатели направления улиц, однако довольно оригинальные: "ул. Барвихинская, Московские окна" или "ул. Асеева, Салон красоты". Такое совмещение указателей улиц и рекламы "в одном флаконе" объясняется довольно просто и имеет исключительно экономическое обоснование.

Еще в апреле 1999 г. Юрий Лужков утвердил городскую программу "О внедрении новых видов информационно-указательных знаков и уличных указателей". Цель программы - "улучшение информационного обслуживания населения", "улучшение внешнего облика города" и "увеличение поступления средств от размещения рекламы в городской бюджет". Для этого в Москве ввели новый тип знаков - "информационно-рекламные". Однако выделять средства из городского бюджета на их установку не стали. Решили, что за их размещение должны платить компании, которые изъявят желание себя прорекламировать. Реализацией программы занялись две компании - "Аттик", которая входит в ассоциацию рекламных фирм "Тихая Гавань", и "Еврознак М". Именно они и стали составным звеном между деньгами рекламодателей и властями города.

Схема работы рекламных фирм проста и ориентирована отнюдь не на "эффективное устройство городской среды", а на желание заказчика. Представитель компании "Аттик" сообщил корреспонденту "Фокуса" буквально следующее: "Мы устанавливаем указатели в городских зонах транспортных и пешеходных потоков, деловых и торговых центров, у выходов метрополитена, а также в других местах, интересующих заказчика". Совершенно очевидно, что во главу угла ставится коммерческий интерес. Ведь если учесть, что "деловым и торговым" центром столицы является все же непосредственно сам центр города, то понятно, почему где-нибудь в Новогирееве или Марьине указателей улиц практически нет. Просто в периферийных районах желающих приобрести свой уличный указатель не так много. Тем более что удовольствие это не из дешевых.

Сегодня размещение рекламы на указателях, которые устанавливает "Аттик", стоит $1500-3000 в год. Стоимость аренды информационно-рекламных указателей у "Еврознака" составляет около $2000 в год. Если же учесть, что количество указателей в городе определено соответствующими распоряжениями Лужкова и для "Аттики" составляет всего около 3000 конструкций, а "Еврознаку" дали возможность установить 5000, становится понятно, что распыляться на периферийные городские районы просто невыгодно. Им и в "деловом" центре Москвы заказчиков хватает. Следуя логике "клиент всегда прав", рекламисты готовы идти даже на нарушения нехитрых правил игры, установленных мэрией.

Так, в "Правилах размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве", утвержденных столичным правительством, говорится: "рекламно-информационные знаки должны иметь ширину 1000 мм, высоту 1500 мм, желтый цвет основного фона и черный (контрастирующий) - символов и надписей". На деле же рекламисты предлагают любые размеры и разнообразную цветовую гамму. У "Аттики", например, пять типовых размеров рекламных модулей. Из них только два вписываются в размеры, определенные правилами (да и то если поменять ширину с высотой). У "Еврознака" около дюжины разнообразных информационно-рекламных установок и "знаков маршрутного ориентирования" с элементами рекламы, но и они не отвечают требованиям правил о наружной рекламе. Более того, в перечне дорожных знаков, утвержденных правительством России, нет и намека на какие-либо информационно-рекламные установки. В существующем ГОСТе четко определены размер, применяемый шрифт, цветовая гамма дорожных знаков. Правда, на информационно-указательных знаках допускается нанесение пиктограмм аэропортов, гостиниц и т. п., но никак не рекламы и логотипов фирм. К тому же закон "О рекламе" запрещает любую наружную рекламу, которая имеет сходство с дорожными знаками, ухудшает их видимость или снижает безопасность движения.

Словом, компании, избранные мэрией для "внедрения новых видов знаков и указателей", весьма вольно трактовали ограничения. Кстати, ГИБДД, без которого невозможно согласование мест, не задумываясь выдает разрешения на установку конструкций. "Аттика" и "Еврознак" даже начали размещать по несколько рекламных указателей на одном перекрестке. "Какие-то московские улицы пользуются особым спросом у рекламодателей, и там развешано по пять указателей с разной рекламой, - говорит заместитель начальника Управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города Павел Шмидт. - На других же улицах указателей и вовсе нет".

Похоже, что только такая нездоровая конкуренция и спровоцировала столичное правительство на проведение конкурса на право размещать системы городской информации. Ориентировочно он должен пройти в октябре. На конкурс будут выставлены не только так называемые указатели направления движения, но и другие виды городской информации - схемы туристических маршрутов, указатели памятников архитектуры и других достопримечательностей города, а также схемы городских районов, афишные стенды и пр. "Сейчас все это присутствует в разрозненном виде, мы же хотим найти подрядчиков, которые бы системно занялись размещением городской информации", - заявил "Фокусу" Павел Шмидт. Кроме того, чтобы туристам, в том числе и иностранным, было проще ориентироваться в городе, указатели улиц, написанные непонятной для большинства иностранцев кириллицей, будут продублированы латиницей, а информацию о достопримечательностях Москвы переведут на английский. По словам Павла Шмидта, количество рекламы на указателях будет ограничено, а на указателях направления дорожного движения она исчезнет совсем.


ВАЛЕНТИН АНОХИН
16.09.2002  Русский Фокус,#30 (67)