24.09.2002
Брокеры уходят в Интернет

Кризис на мировых фондовых рынках произвел неожиданный эффект на российский фондовый рынок: брокеры обратили пристальное внимание на интернет-трейдинг. Недавно эту услугу стал предоставлять даже такой "традиционный" брокер, как "Тройка Диалог ". Брокерам приходится компенсировать сократившуюся активность западных инвесторов привлечением российских клиентов.
До недавнего времени ведущие российские брокеры с нескрываемым презрением отзывались об "интернет-брокерах". Из старых лидеров российского рынка лишь "Атон" всерьез развивал эту услугу. Теперь ситуация изменилась. "НИКойл", год назад внедривший систему интернет-трейдинга, теперь намерен всерьез заняться ее продвижением на рынок; с начала года эту услугу начал предоставлять "Проспект", с июля - "Тройка Диалог ", которая с прошлой пятницы продлила время работы системы "Troik@" с 8. 00 до 24. 00, с августа к ним присоединился МДМ-банк.

На внутреннего клиента.



Новички рынка онлайновой торговли ценными бумагами по-разному объясняют введение этой услуги, но суть их заявлений сводится к тому, что это необходимо российским розничным клиентам. Например, гендиректор БК "НИКойл" Игорь Коломейский говорит об "активизации усилий по внедрению ритейловых продуктов в рамках создания финансовой группы на базе филиалов Автобанка и Промышленно-страховой компании. А зампред правления МДМ-банка Алексей Панферов говорит, что интернет-трейдинг расширяет возможности клиентов банка, прежде всего мелких инвесторов: "Раньше МДМ-банк не специализировался на обслуживании розничных клиентов, но все же мы решили предоставить этот продукт определенной группе инвесторов". А управляющий директор "Тройки Диалог " Жак дер Мегредичян называет введение интернет-трейдинга жизненно необходимым для дальнейшего развития компании, позиционирующей себя как универсальная.

В это даже трудно поверить - "жизненно важная услуга". Однако эти слова недалеки от истины, ведь у традиционных брокеров сократилась важная часть бизнеса - заказы от иностранных клиентов. По словам дер Мегредичяна, если в 1998 г. у "Тройки" было 80% западных клиентов, то сейчас их только 50%.

Подобным образом развивалась ситуация и в 1998 - 2000 гг. , когда интернет-трейдинг в России только зарождался. Кризис сократил активность западных инвесторов, что привело к кардинальному изменению структуры российского фондового рынка - основной оборот переместился из ориентированной на нерезидентов РТС на ММВБ, внедрившей систему торговли акциями за рубли. На ММВБ устремилась масса мелких инвесторов, в борьбе за которых брокеры стали внедрять интернет-проекты.

Первым стал Гута-банк, внедривший систему интернет-трейдинга в середине 1999 г. , а из "традиционных" брокеров - "Атон", запустивший свою систему в начале 2000 г. В апреле 2000 г. ММВБ открыла интернет-шлюз для удаленного доступа в свою фондовую секцию, и "процесс пошел". Через интернет-шлюз в 2001 г. проходило три четверти всех сделок фондовой секции ММВБ - 350 млрд руб. . Доля сделок, проводимых через интернет-шлюз в секции срочного рынка РТС FORTS стабильно превышает 50%. В конце 2000 г. интернет-шлюз появился у РТС, через него сейчас можно торговать акциями "Газпрома" на фондовой бирже "Санкт-Петербург ". Обе биржи продолжают совершенствовать свои онлайновые технологии. РТС расширила список бумаг, с которыми можно совершать сделки в системе СГК, через питерскую площадку, а значит, и через Интернет. ММВБ планирует сделать доступной интернет-торговлю долговыми обязательствами.

Не детские забавы.

Лидеры рынка снисходительно смотрели на "детские забавы" своих менее крупных коллег до тех пор, пока те не стали всерьез угрожать их лидерству. Крупнейший интернет-брокер - новосибирский "Брокеркредитсервис" по итогам 2001 г. занял в рейтинге НАУФОР второе место по оборотам после "Тройки Диалог ". А оборот БКС по итогам 2001 г. превысил объем торгов акциями на РТС. Дер Мегредичян признает, что это стало не последним аргументом для внедрения интернет-трейдинга: "Большое значение при принятии этого решения для нас имел рост оборотов ведущих интернет-брокеров в фондовой секции ММВБ". Доля интернет-сделок в обороте "Атона" за год увеличилась с 50% до почти 80% , что составляет более 7 млрд руб. в месяц. На он-лайн приходится 90 - 95% оборота интернет-брокеров "Алор-инвест", "Брокеркредитсервис", "ВЭО-Открытие".

Сейчас не занимаются интернет-трейдингом пожалуй, лишь специализирующиеся на иностранных клиентах "Ренессанс Капитал" и Brunswick UBS Warburg. Они ссылаются на западный опыт (см. врезку) , который показывает сокращение объема операций через Интернет.

"Мы не планируем пока внедрять у себя системы торговли ценными бумагами через Интернет, - говорит содиректор Brunswick Денис Родионов. - Наши клиенты пока не нуждаются в таких услугах". "Интернет-трейдинг необходим лишь для диверсификации бизнеса и неприбылен, по крайней мере в краткосрочной перспективе, - считает начальник торгового отдела "Ренессанс Капитала" Павел Науменко. - "Ренессанс" в ближайшее время не планирует внедрять такие системы".

Дорогая игрушка?

Компании, предоставляющие услуги интернет-трейдинга, согласны с этим утверждением - быстрой отдачи от онлайн-торгов акциями ждать нельзя. "Пока интернет-трейдинг неприбылен", - говорит и. о. управляющего директора "Проспекта" Игорь Лосавио. Игорь Коломейский из "НИКойла" говорит, что "полноценное внедрение онлайновых систем и получение прибыли от этого вида деятельности - дело не одного года". Он объясняет это тем, что размер брокерской комиссии слишком низок из-за демпинга со стороны интернет-трейдеров.

Действительно, комиссия у наиболее активных операторов, делающих львиную долю оборота в интернет-шлюзе ММВБ в два-три раза ниже чем у обычных брокеров. Условия у интернет-брокеров тоже гораздо более демократичны - они готовы работать с клиентом, приносящим несколько тысяч долларов, тогда как, у той же "Тройки" для работы через обычного "голосового брокера" необходимо иметь не меньше $200 000. Неудивительно, что проведенный "Ведомостями" блиц-опрос интернет-трейдеров показал, что они увеличивают число клиентов на 20 - 50 каждый месяц (с учетом естественного оттока клиентов).

Стоимость внедрения систем интернет-трейдинга сильно рознится в зависимости от размеров компании и задач, которые она ставит, внедряя эту услугу. Минимальная сумма инвестиций в интернет-трейдинг составляет $50 000. В нее входит стоимость самой популярной системы Quik, компьютеров, программного обеспечения - например, промышленная версия шлюза фирмы CMA Small Systems AB для операций в фондовой секции ММВБ. Стоимость месячного обслуживания этих систем составляет еще $5000 - 10 000. Но на такую сумму могут рассчитывать лишь мелкие региональные компании или банки, которые обслуживают в месяц не более 50 активных клиентов. Для крупных компаний, которые ведут не менее 200 - 500 активных счетов в месяц, эта сумма может вырасти более чем в 10 раз. Минимальная стоимость только процессинговой системы, включающих в себя сервис по торговле ценными бумагами, ведению риск-менеджмента, бухгалтерских балансов и маржинального кредитования клиентов составляет $500 000. "Атон" потратил на разработку и внедрение системы интернет-трейдинга около $1 млн, включая средства на рекламную и PR поддержку этой услуги. Обслуживание подобных систем в месяц обойдется от $10 000 до $20 000.

С головы на ноги?

С внедрением интернет-трейдинга на фондовом рынке может начаться обратный процесс - ведущие инвесткомпании будут теснить интернет-брокеров. Гендиректор БКС Олег Михасенко готовится к конкуренции. По его мнению, она переместится в область сервиса - БКС в ближайшее время предоставит клиентам он-лайн доступ к бэк-офису, бухгалтерии и деловой переписке.

Впрочем, пока российский рынок интернет-трейдинга не наполнен даже наполовину. "В России у интернет-трейдеров пока максимум 50 000 счетов, говорит замгендиректора "ВЭО-Открытие" Михаил Сухобок. "В Турции десятки тысяч активных счетов, поэтому российским интернет-брокерам есть куда расти", - уверен Коломейский.

МИРОВОЙ ОПЫТ: В мире торговля акциями через Интернет переживает не лучшие времена, так что инвестиционные банки не спешат увеличивать вложения в интернет-технологии. Доходы ведущих электронных брокеров Charles Shwab, Ameritrade и других снижаются второй год подряд. Операционный доход Charles Shwab за первое полугодие 2002 г. составил $214 млн против $217 млн за аналогичный период 2001 г. Чистый доход Ameritrade за III квартал 2002 г. (закончился в августе) составил $100 млн против $113 млн за аналогичный период прошлого года. Выручка крупнейшей онлайновой площадки прямого доступа на американский фондовый рынок Instinet в I квартале 2002 г. сократилась на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.



Источник: Ведомости