25.09.2002
Навстречу авитаминозу. Россияне тратят на витаминные комплексы не меньше $40 млн

Скоро осень, скоро зазвучит страшное слово - авитаминоз. Дефицит витаминов - и тут же кружится голова, хочется спать, а насморк становится постоянным спутником. Чтобы восполнить недостаток витаминов, недостаточно есть много фруктов и овощей. Необходимо еще и пить витамины. Сегодня на продажи витаминов и витаминно-минеральных комплексов приходится в среднем 5,5% совокупных розничных продаж лекарственных средств в России. Емкость отечественного витаминного рынка составляет, по разным оценкам, от $40 до 80 млн.

Казалось бы, всем понятно, что такое витамины и для чего они нужны. Однако на поверку часто оказывается, что это не так. Сколько существует витаминов? Из чего они состоят? Какие функции выполняют? Если ответ на какой-то из вопросов вызвал у вас затруднение, значит, есть лишний повод прочитать данный материал. По крайней мере, не придется доставать с полок запыленные энциклопедии и учебники по биологии.

Немного науки



Итак, витамины принадлежат к особой группе органических веществ. Они состоят из углерода, водорода и кислорода, иногда серы, фосфора, азота и других химических элементов, соединенных в различном порядке. Они так же необходимы человеку, как жиры, белки и углеводы. Если менее научно, то витамины незаменимы и участвуют в процессе обмена веществ. Человеческий организм сам не способен синтезировать эти необходимые ему соединения, поэтому должен получать их в готовом виде извне - с пищей или в виде готовых препаратов.

На сегодняшний день ученым известны 13 видов витаминов: В1, В2, В6, В12, РР, С, А, D, Е, К, фолиевая и пантотеновая кислоты и биотин. Витамины группы В, а также РР, фолиевая, пантотеновая кислоты и биотин участвуют в углеводном, энергетическом обмене. Витамины С, известный всем как "аскорбиновая кислота", Е и А (бета-каротин) образуют группу так называемых антиоксидантов, чья задача сводится к нейтрализации активных форм кислорода. Витамины D и А формируют категорию прогормонов, поскольку участвуют в образовании некоторых гормонов. Все витамины, кроме D, могут быть получены из продуктов при сбалансированном питании. Другое дело, в каком количестве. Важно помнить - большинство витаминов (за исключением A, D и Е) в организме человека не накапливаются, так что за их регулярным поступлением нужно внимательно следить.

Уже не одно десятилетие производители витаминов пытаются сломать укоренившийся в сознании россиян стереотип - витамины, содержащиеся в препаратах, якобы не соответствуют тем, что присутствуют в овощах, фруктах и других продуктах. На самом деле выпускаемые на заводах витамины полностью идентичны природным и по химической структуре, и по биологической активности - таково общее заявление всех их производителей. Многие витамины получают из природного сырья, например из шиповника или устриц. Бытует даже такая точка зрения, что ряд выпускаемых промышленностью витаминов усваивается организмом лучше природных.

Кто больше?

На мировом рынке сегодня наиболее заметны два ведущих производителя сырья (субстанций) для витаминов - это немецкий химико-фармацевтический концерн BASF AG и швейцарская компания Hoffman-LaRoche. Помимо них субстанции производят множество других фирм, в том числе в странах бывшего соцлагеря, в Китае.

Производители витаминных комплексов закупают субстанции, их таблетируют или капсулируют, а затем выпускают на рынок. Если еще недавно в продаже были либо монопрепараты, либо комплексы, состоящие из 5-8 витаминов, то в последние годы ведущие компании мира производят и активно продвигают на рынок сложные витаминно-минеральные комплексы, в которых наряду с полным спектром витаминов присутствуют минеральные вещества и микроэлементы. Отечественные производители пока живут скорее прошлым - большинство российских препаратов по-прежнему содержит 5-8 витаминов, а то и меньше.
Микроэлементы во многих и вовсе отсутствуют. Таким образом, на рынке образуется два крупных сегмента. Первый формируют преимущественно отечественные производители, выпускающие традиционные витаминные комплексы ("Ревит", "Ундевит" и др.), куда входят одни витамины. Второй - преимущественно зарубежные, предлагающие витаминные препараты, обогащенные минералами и микроэлементами ("Витрум", "Центрум", "Супрадин" и др.).
Нередко подобные комплексы содержат вещества "от А до Я", и состав препарата подчас напоминает предметный указатель к "Популярной химической энциклопедии". Отдельную категорию составляют специализированные витаминные комплексы. Перечень витаминов и минералов в них ограничен, но подобран таким образом, чтобы решать конкретную проблему. Так, существуют комплексы, предназначенные для противостояния организма стрессу, для решения проблем с кожей, возрастных проблем и т. д.

Пагубное влияние

Сегодня рынок витаминов испытывает на себе сильное влияние смежных рынков. Производители-пищевики старательно делают акцент на том, что их продукция богата витаминами. О том, что йогурты теперь "не только вкусные, но и полезные", а соки, молоко и кефир обогащены витаминами, известно любому, у кого дома есть телевизор. Как относиться к заверениям производителей, каждый решает сам. В результате потребитель оказывается перед выбором - покупать витаминный комплекс или обогащенные витаминами продукты питания. Но ставить знак равенства между ними нельзя.
"Рынок витаминных препаратов можно назвать пограничным, - говорит Алексей Колчин, директор по маркетингу компании UPSA, входящей в группу Bristol-Myers Squibb. - С одной стороны, ему свойственны черты рынка FMCG (fast moving consumer goods). Но c другой стороны, путь витаминных комплексов от производителя к потребителю контролируется очень жестко. Достаточно сказать, что витамины можно купить только в аптеке". К сожалению, не все придают этому значение, из-за чего в последнее время рынок "проседает". "Если же учитывать эти факторы на уровне маркетинга и выстраивать грамотное позиционирование, то можно развиваться и очень успешно конкурировать не только внутри фармрынка, но и с участниками рынка FMCG", - убежден Колчин.

Впрочем, "сожительство" витаминов с другими товарами на рынке FMCG оказалось в своем роде полезным - витаминный рынок, как и рынок молочных продуктов, шоколада или газировки, состоит преимущественно из брэндированных препаратов. Для фармрынка, где в сегменте безрецептурных препаратов широкое распространение получили дженерики (лекарства, которые выпускаются многими производителями, поскольку на них закончился срок патентной защиты), эта ситуация уникальна. Маркетологи отмечают, что переключение с дешевых дженериков на брэндированные препараты идет быстрыми темпами. Однако появление мультивитаминов не пошатнуло позиций знаменитой "аскорбинки". В данном сегменте сильны позиции отечественных производителей (Щелковский витаминный завод, "Алтайвитамины"), которые пока не готовы тратить несколько лет и сотни миллионов долларов на разработку новых оригинальных препаратов. Объем рынка витамина С составляет 25-30% всего витаминного рынка.

Следует отметить, что при регистрации в России витаминов и витаминных комплексов нередко случается неразбериха - их могут "провести" как лекарственное средство, а могут - как биологически активную добавку (требования в таком случае менее жесткие), и тогда витамины встают в ряд со всевозможными средствами для похудания, повышения иммунитета или улучшения пищеварения.
По данным "КОМКОН-Фарма", на сегодняшний день около 5% населения России потребляет БАДы, причем около 60% потребителей включают их в свой ежедневный рацион. Среди различных типов БАДов по потреблению пока лидируют витаминно-минеральные комплексы, оставляя позади добавки, повышающие иммунитет, улучшающие состояние сердечно-сосудистой системы и т. д. Однако с каждым годом разрыв сокращается. Потребители видят в пищевых добавках (состоят из витаминов, минералов, трав) альтернативу мультивитаминным комплексам. "Змеиный коготь" или "Волос Будды" оказались востребованы наравне с известными торговыми марками витаминов. Впрочем, отношение к пищевым добавкам у российского потребителя неровное. Одни видят в них панацею от всех болезней, другие, напротив, сомневаются в их эффективности. Если витамины приобретаются исключительно в аптеках, то основные продажи пищевых добавок идут через сетевой маркетинг. По данным "КОМКОН-Фарма", около 23% потребителей БАДов совершают покупки у индивидуальных распространителей-консультантов.
При этом, согласно регистрационному удостоверению, БАДы можно распространять только через аптеки и специализированные отделы торговой сети. Сегодня, чтобы успешно продавать БАДы, необходимо еще объяснять, что это такое и зачем они нужны, или вводить в заблуждение - тут уж как повезет. Лучший способ - дешевый, но сомнительный, - как раз сетевой маркетинг.

В основном пищевые добавки в Россию импортируются. Отечественных производителей - единицы. "На сегодняшний момент у нас серьезные трудности с сырьевой базой. Заниматься, к примеру, выращиванием трав, их переработкой, экстрагированием на должном уровне большинство российских компаний пока не могут", - считает Максим Уваров, генеральный директор "Нутрифарма", компании - разработчика БАДов. Так что пока отечественные производители не научились грамотно выращивать траву, лучше есть витамины - способ проверенный.

Источник: Русский Фокус