26.09.2002
P&G делится акциями с россиянами. Сотрудники компании получат эти бумаги с 30% -ной скидкой

С 1 октября сотрудники российского подразделения компании Procter & Gamble Eastern Europe смогут купить акции американской компании Procter & Gamble со скидкой в 30%. Эта первая в нашей стране опционная программа на акции международной компании стала возможной после изменения валютного законодательства.
Программой International Stock Ownership Plan сотрудники P&G во всем мире пользуются уже 20 лет, и к сегодняшнему дню на их счетах находится около 7 млн акций. Но в нашей стране "Международная программа участия сотрудников в акционерном капитале" начинает действовать 1 октября.

"Любой сотрудник компании может каждый месяц до 5% своей зарплаты перечислять на покупку акций головной компании Procter & Gamble Co. , - говорит менеджер по компенсациям и льготам российского подразделения компании Procter & Gamble Тамара Петоян. - Дополнительно сама компания может купить сотруднику акций на 50% от его суммы, истраченной на покупку акций". Фактически работники P&G, проработавшие в компании не менее года, могут ежемесячно покупать акции со скидкой 30%. Свои акции сотрудник может реализовать также с помощью компании по истечении пяти лет после первой покупки. Впрочем, при необходимости продать их можно и раньше, но тогда работник теряет право на пропорциональные взносы корпорации при покупке акций. Все расходы по сделке берет на себя Procter & Gamble, и приобретенные бумаги зачисляются на индивидуальный счет работника в International Bank of Luxemburg.

Это стало возможным благодаря изменениям российского законодательства. В августе 2001 г. вступили в силу поправки в закон о валютном регулировании, позволяющие россиянам инвестировать до $75 000 в год в ценные бумаги иностранных эмитентов. Кстати, в украинском и белорусском представительстве P&G эта программа не работает из-за законодательных ограничений.

"Сегодня в нашей стране есть немало крупных компаний, которые стимулируют своих сотрудников за счет акционерного капитала, - говорит менеджер отдела консультирования в области управления персоналом Pricewater-houseCoopers Карина Худенко. - И после либерализации валютного законодательства число иностранных компаний, практикующих такие программы, возрастет".

Впрочем, у каждой компании программы разные. "В компании Coca-Cola существует 15 кадровых ступеней, - говорит директор по внешним связям российского подразделения Coca-Cola Дмитрий Шульга. - Сотрудники не ниже 11-й ступени имеют право на пакет акций The Coca-Cola company". Впрочем, менеджеры получают не сами акции, а опцион на положительную разницу от изменения цены акций за год с момента покупки. "Решение о размере выделяемого пакета принимается в штаб-квартире компании, - говорит Шульга, - и для каждого менеджера он различный".
Российские компании тоже пытаются заинтересовать своих сотрудников с помощью опционных схем. В 1998 г. "ЮКОС" провел первую опционную программу для более чем 1000 своих руководителей, включая менеджеров среднего звена, выделив для этого около 85 млн акций (3,8% от акционерного капитала). В начале 2001 г. стартовала опционная программа "ВымпелКома". Правда, компания не обнародовала ее условий. Первый вице-президент "ВымпелКома" Николай Прянишников лишь сообщил, что первый транш опционов с выплатами в течение трех лет распределен советом директоров среди нескольких высших руководителей компании. "Татнефть" летом прошлого года и в августе 2002 г. выпустила опционы для своих менеджеров на покупку примерно 1% акций. В РАО "ЕЭС России" также разрабатывается опционная программа для менеджеров холдинга и дочерних АО-энерго, чтобы заинтересовать их в успешном проведении реструктуризации.



Источник: Ведомости