27.09.2002
Жан-Луи Гурбен, вице-президент Danone: быстрее всего в России растет рынок дорогого печенья

В ближайшем будущем на российском рынке печенья могут произойти серьезные изменения. Западные компании признают, что у нас развитие именно этого рынка имеет наибольший потенциал. А недостаточная активность европейских игроков объясняется тем, что в начале девяностых начался, а в 1998 году углубился кризис производства. Сегодня в стране действует целый ряд компаний, имеющих свои ниши в разных регионах. Дальнейшее освоение рынка и приобретение российских предприятий, по мнению западных компаний, - вопрос времени. Об основных проблемах отрасли рассказал вице-президент Danone Group, президент подразделения по производству бисквитов Жан-Луи ГУРБЕН.

- Какие сейчас основные производители на нашем рынке?

- Основные игроки - это Danone, Nestle, DanCake, "Пекарь", "Сладко" и "Коломенское". Если говорить о долях рынка, нельзя не учитывать регион. В Москве сильнее всего Danone (20%) и "Коломенское" (12%). В Северо-Западном регионе, включая Санкт-Петербург, доминирует "Пекарь" - 25,3%. На Юге и Урале наш основной конкурент - "Сладко", а на Дальнем Востоке - Nestle.

- Как изменился российский рынок печенья за последние годы?

- По сравнению с 1991 годом объем рынка снизился на две трети. В 1991 году он составлял 1 млн 400 тыс. тонн, потом постепенно падал и в 1999 году составил 400 тыс. т. Сейчас положение в отрасли стабилизируется, однако пока докризисного уровня (более 700 тыс. т) мы не достигли. В 2002 году мы ожидаем, что производство по крайней мере приблизится к этой цифре.

- Каковы основные тенденции нашего рынка?

- Быстрее всего растет рынок дорогого печенья. Его объем за год увеличился на 81%. Также рост наблюдается на рынке печенья без определенного бренда, которое продается вразвес. Тут рост на 49%. Правда, он осуществляется в основном за счет регионов. А вот сектор среднеценовой, "массового" печенья, за последний год сократился на 16%. Стоит отметить, что до 1998 года на рынке вообще были представлены в основном продукты без определенного бренда, но за последние годы от этой практики отходят многие компании, включая наши подразделения. Например, если "Большевик" в 1998 году выпускал около 20% печенья вразвес, то сейчас такой продукт вообще не выпускается.

- Какие особенности российского потребителя вы могли бы назвать?

- В большинстве стран Европы печенье потребляется вечером, в некоторых - на завтрак (в Италии, Испании), в некоторых - на десерт (в Польше). Все зависит от региона, и к каждой стране нужен определенный подход. В России регионами, где печенья традиционно потребляется больше всего, можно назвать Северо-Запад, Урал и Сибирь. В Центре и на Юге объемы продаж ниже.

Агентство WPS

Источник: ИАЦ "Информкондитер"