30.09.2002
Элитная услуга. Автострахование неуклонно дорожает

Ценовая война на рынке автострахования давно закончилась. Около двух лет назад она заставила страховщиков серьезно снизить цены в погоне за клиентами. Теперь услуга растет в цене. С января страховщики подняли тарифы на 20 - 30% и продолжают повышать ставки.
В 1997 - 1999 гг. на рынке автострахования был серьезный передел. На него пытались выйти компании, которые раньше не занимались страхованием автомобилей, например кэптивные компании и небольшие страховщики. Рынок демпинговал, несмотря на убытки. Неэффективная тарифная политика именно в этом виде страхования стала причиной громких банкротств "Континента-Полис" и "Народного резерва".

После этого с 1999 г. начался плавный рост тарифов, который продолжается до сих пор. С начала 2001 г. компании подняли тарифы в среднем на 15 - 20%. Причем разными методами - кто-то повысил тарифы для дешевых машин и, снизил для дорогих, кто-то ввел дополнительные коэффициенты расчета тарифов в зависимости от возраста и стажа вождения, кто-то не страхует автомобили старше 10 лет. "2002 год ничем принципиальным не отличался от 2001 г. , рынок автострахования, особенно в сегменте частных лиц, продолжал расти", - считает начальник управления страхования автотранспортных средств "Ренессанс Страхования" Андрей Иванов.

Агентство "Эксперт РА" в начале года анализировало тарифы на страхование конкретного нового автомобиля - ГАЗ 3110 ориентировочной стоимостью $5400. Агентство выставило страховщикам определенные условия: стаж вождения - больше двух лет, ограничений по хранению не существует, на автомобиле установлена сигнализация. Уже на начало года стоимость полного страхового пакета (гражданская ответственность, угон, ущерб) составляла от $600 - 650. Причем самым дешевым был полис "Росгосстраха" - $558, а самым дорогим компании "РОСНО" - $698.

"Ведомости" попросили оценить стоимость той же страховки "Волги" на сегодняшний день. Выяснилось, что часть компаний оставили цены на том же уровне - "АльфаСтрахование", "Ингосстрах". "У нас ничего не повышается. Все идет по плану", - говорит начальник департамента "Ингосстраха" Виталий Княгиничев.

Зато несколько компаний подняли стоимость страховки за это время, и довольно серьезно. Например, по расчетам группы "Ренессанс Страхование", нынешняя стоимость страховки - $698; рост составил около $100. Военно-страховая компания прокотировала риск "Ведомостей" в $850 - дороже почти на $200. Подорожало за последние 9 месяцев и "РОСНО" - с $698 до $729. "Я бы оценил это как некоторое приведение тарифной политики крупнейших игроков к реальному уровню", - говорит Дмитрий Попов из компании "РОСНО".

Аналитик Центра страховой информации Светлана Адамович считает, что цены на рынке поднимаются, поскольку автострахование весьма востребовано. Попов из "РОСНО" подтверждает: "Автострахование окончательно формируется в сознании населения как продукт первого выбора".

По мнению Адамович, в прошлом году рынок работал по не очень выгодным тарифам - компании были в плюсе в основном за счет юридических лиц, страхующих свои автопарки. "Они работали себе в убыток", - считает она. По ее мнению, тенденцией на рынке становится то, что из-за перекоса портфелей страхования в сторону физических лиц страховщики не заинтересованы в привлечении новых клиентов - они самые убыточные. С этим, предполагает аналитик, и связано повышение тарифов.

Несмотря на то что ценовая война давно закончилась, страховщикам приходится конкурировать друг с другом с помощью дополнительных сервисных услуг. По мнению Андрея Иванова из группы "Ренессанс Страхование", конкуренция смещается на второй план. "Тарифы системообразующих страховщиков находятся приблизительно на одном уровне. В борьбе за клиента более значимой становится возможность эвакуации пострадавшего автомобиля, выезда экспертов на место ДТП, круглосуточные диспетчерские центры", - говорит Иванов. Таким образом, заключает он, чем качественнее продукт, тем больше шансов у страховой компании увеличить свою долю на рынке.

Источник: Ведомости