04.10.2002
Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Центр маркетинга и развития предприятий, Депозитарий маркетинговых исследований провели исследование "ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ"

исследование проводилось в апреле - августе 2002г.
(Приводится в сокращении).

1. Цели исследования

Цели исследования "Определение проблемных областей крупных российских предприятий и приоритетов руководителей в 2002 году":

  • определение основных проблемных областей российского бизнеса в настоящее время;
  • выявление приоритетных задач, стоящих перед руководителями предприятий ключевых отраслей промышленности в контексте решения существующих проблем;

Результатом исследования стало создание "карты услуг" для руководителей предприятий, позволяющей получить полную информацию о возможностях удовлетворения актуальных потребностей именно в тех областях, которые, по мнению самих участников опроса, для них наиболее значимы.

Необходимость в проведении данного исследования возникла в связи с тем, что на сегодняшний день на рынке отсутствует объективная и полная информация о реальных проблемах и потребностях руководителей российских предприятий, основанная на персональных интервью.

Представленный отчет является результатом исследования, проведенного в период с 1 апреля по 30 августа 2002 года.

2. Методика сбора и обработки данных

Для анализа проблем и приоритетов использованы два массива исходной информации - данные, предоставляемые официальными аналитическими службами России, и данные, получаемые непосредственно от компаний - участников так называемой экспертной корзины. "Экспертная корзина" подбиралась таким образом, чтобы эти компании относились к типичным представителям соответствующих отраслей и регионов. На данный момент в "экспертную корзину" входит 200 компаний.

Доля компаний в выборке определялась с учетом вклада предприятий данной отрасли в ВВП, что важно для определения значимости полученных данных по различным отраслям

НЕФТЯНАЯ И НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ 60%
Электроэнергетика 13%
Черная металлургия 10%
Машиностроение 9%
Химия и нефтехимия 8%

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап заключался в письменном анкетировании руководителей предприятий в части выявления проблемных областей и приоритетов. Второй этап предусматривал личные и телефонные интервью руководителей предприятий с целью конкретизации обозначенных задач. Такой формат сбора информации обеспечил однородность полученных данных и позволил осуществить корректную группировку ответов руководителей

Высокая активность респондентов на практике подтвердила актуальность темы исследования и позволяет надеяться на высокую достоверность полученной исходной информации.

Базовые ценности руководителей и их стратегические установки могут оказаться слишком различными для того, чтобы полученные обобщения были значимыми. Наилучшим способом выяснить, каковы же условия функционирования компаний на данном рынке, является постановка прямых вопросов о проблемах и задачах, стоящих перед данным конкретным предприятием. Именно такой подход и использовался в данном исследовании.

Для получения более структурированных ответов, все вопросы были разделены на 2 группы с подгруппами:

  1. Внешние.
  2. Внутренние.

Такая структура дала возможность респондентам лучше ориентироваться в круге существующих проблем и предоставить данные в удобной для обработки и сравнения форме.

3. Представление результатов

Проблемы российских предприятий ключевых отраслей промышленности.

Сводная таблица проблемных областей по всем отраслям промышленности, по результатам исследования, выглядит следующим образом:

ИНДЕКС ПРИОРИТЕТНОСТИ ПРОБЛЕМНЫЕ ОБЛАСТИ ДОЛЯ ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ОПРОШЕННЫХ (%)
Внешние проблемы
1 Недостаток инвестиционных ресурсов как следствие низкого статуса России в мире 77%
2 Нестабильная экономическая ситуация в стране и, как следствие, невозможность долгосрочного планирования 63%
3 Проблема баланса тарифов на энергоносители 54%
4 Противоречия в законодательной базе (в том числе несовершенство налогового законодательства) и частично - ее отсутствие. 32%
5 Отсутствие условий для работы на внешних рынках 30%
Внутренние проблемы
1 Несовершенная организационная структура или система управления в целом 89%
2 Высокий уровень издержек (низкая конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках) 76%
3 Проблема сбыта продукции 60%
4 Изноc основных фондов и оборудования 55%
5 Низкая квалификация персонала 51%

Опрос директоров предприятий показывает, что среди наиболее значимых проблем лидируют несовершенная оргструктура и система управления в целом, высокие издержки и проблема сбыта.

Многим российским предприятиям в наследство от СССР осталась громоздкая неуправляемая структура, устаревшие производственные мощности, огромное количество непрофильных активов на балансе. Сегодня продукцию многих из них некому покупать, или это проблема рынка, или самих предприятий. Ни сами предприниматели, ни правительство не знают, как этот вопрос решать.

В российском нефтяном бизнесе в течение последних месяцев отчетливо наметилось развитие двух тенденций: многие крупнейшие российские нефтяные компании занялись строительством и скупкой терминалов, предназначенных для транспортировки нефти и нефтепродуктов, а некоторые из гигантов индустрии объявили о проведении значительной реструктуризации и выводе непрофильных активов из состава компании. Тем не менее, наиболее острой для них остается проблема тарифов.

Приоритеты руководителей предприятий ключевых отраслей.

Выявленные приоритеты руководителей позволяют сделать вывод о том, что большинство задач ложатся в плоскость проведения мероприятий по реструктуризации деятельности с целью повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий.

Среди основных приоритетов названы разработка новой стратегии предприятия, освоение методов активного маркетинга, постановка системы управления издержками с целью их снижения, формирование управленческой команды, способной работать в условиях рыночной экономики, обладающей новыми знаниями и навыками, а также разработка стратегии выхода на внешние рынки.

Совпадение приоритетов руководителей предприятий металлургии и машиностроения - рост доли компании на рынке - обусловлено схожестью проблем и условий, в которых развиваются отрасли, несмотря на значительные различия в их производственной деятельности.

Полученный результат позволил выявить наиболее значимые причины, лежащие в основе того, что приоритеты менеджеров из различных отраслей совпали, к ним относятся:

  • повышенная конкуренция в отрасли со стороны отечественных производителей;
  • функционирование в составе крупных холдингов;
  • расширение количества потребителей за счет высвобождения доли рынка после ухода иностранных конкурентов;
  • наличие потенциала для быстрого увеличения объема производимой продукции;
  • желание реализовать эффект "экономии на масштабах" при производстве и реализации продукции.

В настоящее время достаточно интенсивно идет объединение предприятий в крупные холдинги, которые за счет увеличения объема выпускаемой продукции позволяют снизить издержки на единицу выпускаемого товара.

Для отраслей электроэнергетики, химии и нефтехимии картина выглядит следующим образом.

Для предприятий данных отраслей наиболее приоритетной является задача контроля и сокращения затрат.

Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что зависимость этих отраслей от сокращения издержек связана, прежде всего, с невозможностью увеличивать цены на отпускаемую продукцию, с одной стороны, и ограниченной емкостью рынков сбыта, не позволяющей увеличить объем выпускаемой продукции и за счет этого сокращать издержки, с другой.

Основными причинами стремления этих предприятий снизить издержки являются:

  • ограниченный внутренний спрос на российском рынке;
  • регулирующая роль государства на рынке продукции нефтеперерабатывающих и добывающих предприятий, компаний химической и черной металлургии;
  • ограниченность западных рынков сбыта по ряду товарных групп (квотирование, запретительные пошлины, антидемпинговые расследования и т.п.).

В значительной степени экономический рост России приходится именно на эти отрасли. Положительным моментом является то, что российские предприятия стали использовать рыночные методы хозяйствования и все чаще обращают внимание на достижение максимальной эффективности деятельности при минимальных издержках.

ИНДЕКС ПРИОРИТЕТНОСТИ ПРИОРИТЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОЛЯ ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ОПРОШЕННЫХ (%)
1 Рост доли компании на рынке 96%
2 Снижение издержек через совершенствование системы управления 80%
3 Привлечение инвестиций 71%
4 Привлечение квалифицированных специалистов 53%
5 Постановка эффективной системы сбыта 49%
6 Повышение производительности труда, в частности, организация эффективной системы вознаграждения персонала 42%
7 Организация работы на внешнем рынке 32%

Как руководители предприятий могут сегодня решить свои приоритетныезадачи.

Ниже представлены услуги и компании, которые по результатам опроса наших респондентов, являются наиболее профессиональными в этих услугах.

Многие из названных приоритетных задач руководители предприятий могут решить своими силами, о чем они и заявили в процессе интервью. Однако, по результатам опроса также был определен перечень задач, для которых руководителям потребуется привлечение консультантов.

Все руководители почти в один голос заявили, что готовы работать сегодня лишь с признанными лидерами рынка. В этой связи, для решения разнообразных задач руководителей предприятий могут быть рекомендованы следующие российские консультационные компании:

BKGProfitTechnology: постановка системы управления холдингом/предприятием; анализ попередельной себестоимости; объемно календарное планирование и оперативно-календарное планирование; постановка системы принятия инвестиционных решений; оптимизация организационной структуры и системы управления отдельными функциональными блоками предприятия(компании);разработка стратегии; оптимизация затрат; постановка системы организации деятельности; постановка системы продвижения и продаж; постановка системы производственного планирования; определение резервов повышения эффективности деятельности; постановка системы управления техническим состоянием основных фондов; постановка системы управления запасами; постановка системы управленческого учета; разработка планово-бюджетной системы; постановка системы управления качеством.

ПАКК: защита интересов в государственных органах и судах; инвентаризация и оценка стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности; консультирование при проведении проверок фискальными органами; минимизация хозяйственных и налоговых рисков; общий инициативный аудит предприятий всех форм собственности; оперативное консультирование по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения постановка системы налогового планирования и контроля; разработка стратегических планов и комплексных программ развития; совершенствование системы управления общественными финансами.

Юникон МС: аудит проектов внедренияERP-систем, оценка стоимости компаний и пакетов акций, разработка и реализация программы финансового оздоровления, ревизии, тематические проверки и налоговый аудит, совершенствование учетной системы предприятия.

МКПЦН: оптимизация налогообложения, постановка налогового учета, финансовый анализ.

Про-Инвест: разработка стратегии развития отрасли; разработка стратегии развития региона; разработка стратегии финансирования предприятия; организация проектного финансирования; оценка бизнеса; оценка долевого участия; постановка системы контроллинга; постановка системы логистики; экспертиза и разработка бизнес-планов; экспертиза инвестиционных проектов.

4. Резюме

По данным исследования, порядка 40% компаний пользуются услугами аудиторских и консультационных фирм для решения своих стратегических и тактических задач.

Управляющие, как и прочие люди, более всего полагаются на свой прошлый опыт, однако навыков управления в условиях кризиса или в условиях быстрого изменения внешних условий у большинства из них нет. К тому же сложно совместить детальную разработку проекта организационных изменений с решением текущих проблем.

Во многих случаях привлечение руководителями предприятий консультантов носит почти случайный характер. Информация распространяется в форме слухов, что существенно увеличивает риск предприятий получить некачественные услуги.

По данным нашего исследования, руководители только около 20% промышленных предприятий России систематически занимаются изучением и оценкой состояния рынка своей продукции, ана 30% предприятий вообще не знают, что это такое. Ошибки инвестирования разорили уже не одну тысячу предприятий, как старых, так и новых. Огромные средства израсходованы на освоение новой продукции, которая никогда не будет продаваться, на покупку оборудования, которое никогда не окупится, гигантские ресурсы использованы для сохранения ненужных производственных мощностей. Борьба с множеством проблем измотала руководителей предприятий всех форм собственности и всех уровней. Наконец-то руководители предприятий осознали необходимость поиска внутренних ресурсов для развития, снижения издержек.

Раньше практически ни одно предприятие не ставило задачу снижения издержек, связывая изменение доходности с изменением тарифов, налогов, цен на сырье. Хотя общеизвестно, что эффективность организации и ее конкурентоспособность напрямую связаны с контролем над издержками.

В результате опроса руководителей была получена информация о самостоятельных путях решения ими некоторых актуальных задач, в том числе задачи снижения издержек. На основе этой информации можно сделать вывод о том, что простой путь урезания затрат, к которому в итоге сводились мероприятия по оптимизации издержек, часто приводили к ослаблению предприятия. Многие из руководителей отмечали необходимость в привлечении специалистов к решению подобных задач, однако проявили неосведомленность в выборе партнера.

Рынок консультационных услуг России отличается большим разнообразием оказываемых услуг, содержанием и качеством выполняемых работ. Мы как Центр маркетинга и развития предприятий Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) постоянно отслеживаем динамику развития рынка консультационных услуг, формат и условия их выполнения. Мы готовы оказать Вам помощь в формулировке актуальных проблем Вашего предприятия и подборе надежных и профессиональных компаний для их решения.