04.10.2002
Бесперспективный рынок? Сайты радиостанций проигрывают в борьбе за аудиторию

В реальной жизни радио по охвату аудитории - второй (после ТВ) вид СМИ. Ежедневный совокупный охват аудитории радиостанций превышает три четверти населения России. В Интернете картина иная. Низкий трафик, медленный рост аудитории и отсутствие рынка рекламы - основные характеристики сайтов категории "Радио" в Рунете.

Леонид ДЕЛИЦЫН, ведущий аналитик
"Рамблера", - специально для "Известий-Медиа"


Почти все крупные российские радиостанции достаточно рано обзавелись интернет-представительствами. Несмотря на это в Рунете категорию "Радио" сложно отнести к популярным. Из-за жесткой специализации станций в условиях слабого проникновения Интернета в России аудитория радиосайтов составляет, как правило, менее 0,5% их эфирной аудитории, в то время как для некоторых газет аналогичное соотношение достигает 5-15%.

Очевидно, что онлайновая популярность сайтов радиостанций напрямую зависит от оффлайновой. Но для того чтобы удержать пользователей на сайте, необходимо учитывать демографическое, социальное и профессиональное своеобразие Рунета. Популярные радиостанции сохраняют лидерство в Рунете, если: а) совпадает целевая аудитория радио и Интернета, б) в программах велика информационная составляющая, в) созданию, поддержке и "раскрутке" сайтов уделяется должное внимание.

Особенно сложно набрать в Рунете аудиторию станциям, которые традиционно слушает старшее поколение, в том числе "Радио России" и "Маяку". Действительно, только треть мужчин Рунета старше 34 лет, а женщины старше 45 едва ли составят 2% аудитории. В результате "Радио России" ищут в 13 раз реже, чем "Русское радио" и "Европу Плюс", а дневная аудитория этих сайтов отличается более чем в пять раз.

Основная причина скромных результатов сайтов радиостанций - скорее развлекательный, чем информационный формат вещания с преобладанием музыки. В Интернете пока более успешны проекты, связанные с передачей текстовой, а не звуковой или визуальной информации. Это отнюдь не означает, что музыка не востребована. Но в Интернете радиостанциям приходится сталкиваться с большим числом новых конкурентов, ведь на каждый сайт категории "Радио" приходится больше десятка сайтов категорий "Музыка" и "MP3".
Далеко не все из последних обременяют себя, например, какими-либо отчислениями в адрес авторов композиций или записывающих лейблов. Более половины сайтов "MP3" размещены на бесплатных хостингах - таких как narod.ru и newmail.ru. Таким образом решается проблема дороговизны каналов, необходимых для трансляции музыки. Для радиостанций оба способа сэкономить, разумеется, неприемлемы. Что же касается информационной составляющей, то на новостном поле с сайтами радиостанций конкурируют 2000 сайтов газет, журналов и телеканалов. На рекреационном поле более 3000 юмористических и развлекательных сайтов.

Интернет-ресурсы могут быть полезны радиостанциям в имиджевом плане - для повышения узнаваемости брендов, продвижения программ и установления обратной связи со слушателями. Но для получения прямых бизнес-результатов потребуются оригинальные решения.

Рейтинг интернет-ресурсов в категории "Радио"



Источник: Известия МЕДИА