16.10.2002
Трудный год для "АвтоВАЗа"

Вчера гендиректор "АвтоВАЗа" Виталий Вильчик подписал приказ об остановке производства с 26 октября по 9 ноября. На такую меру менеджеров "АвтоВАЗа" толкают проблемы со сбытом автомобилей. Судя по данным консолидированной отчетности "АвтоВАЗа" за первые шесть месяцев 2002 г. , этот год вообще будет для завода сложнее, чем предыдущий.
За шесть месяцев объем продаж "АвтоВАЗа" составил $1,808 млрд, прибыль до налогообложения - $97 млн, чистая прибыль - $34 млн.

"АвтоВАЗ" - единственный в России автозавод, исправно публикующий международную консолидированную отчетность по стандартам IAS. А промежуточную отчетность за первое полугодие 2002 г. "АвтоВАЗ" публикует впервые. "Это один из показателей, что завод стремится стать более открытым, - говорит Альберт Гавриков, управляющий директор компании "Атон", которая консультирует "АвтоВАЗ". - Это нужно для реализации программы по выводу акций завода на западные фондовые рынки". По словам Гаврикова, такая программа уже одобрена и в первой половине 2003 г. на 5 - 10% акций "АвтоВАЗа" будут выпущены GDR.

Впрочем, если судить по представленной отчетности, похвалиться перед инвесторами "АвтоВАЗу" особенно нечем. Аналитик ИК "Тройка Диалог " Андрей Кормилицын полагает, что цифры отчетности подтверждают тот тренд, который уже показали результаты работы "АвтоВАЗа" по российским стандартам, а именно снижение объема продаж и рентабельности. По данным российской отчетности, за шесть месяцев 2002 г. выручка "АвтоВАЗа" от реализации увеличилась на 12,6% (до 48,93 млрд руб. ). В то же время на 17,1% (до 41,1 млрд руб. ) выросла себестоимость, на 11,5% (до 6,7 млрд руб. ) упала прибыль от реализации и на 16,3% (до 2,9 млрд руб. ) - чистая прибыль.

Елена Сахнова из ОФГ считает показатели "АвтоВАЗа" в целом неплохими, но небольшой размер чистой прибыли вызывает разочарование аналитика. А вот выручка, показанная заводом, соответствует ожиданиям. "Мы полагаем, что по итогам года выручка составит $3,7 млрд. Рост произойдет из-за изменения структуры выпуска, увеличения производства "десятки", - говорит Сахнова. По ее мнению, по итогам года операционная прибыль завода составит $184 млн.

По мнению аналитика "НИКойла" Вячеслава Смольянинова, в этом году операционные результаты работы "АвтоВАЗа" оказались хуже, чем в прошлом. В качестве негативного фактора он приводит снижение нормы прибыли завода: в 2001 г. она составляла 16,1% , а в первом полугодии 2002 г. - лишь 5,4%. "Затраты завода растут быстрее, чем объемы выпуска и выручки", - говорит аналитик. Удивление Смольянинова вызывает и тот факт, что завод увеличивает затраты на оплату труда (только за первое полугодие было истрачено 5,358 млрд руб. , хотя за весь 2001 г. эта статья составляла 7,278 млрд руб. ) и на рекламу (241 млн и 361 млн руб. соответственно). А вот на исследования "АвтоВАЗ", наоборот, тратит меньше, чем раньше (1 млрд и 2,496 млрд руб. соответственно). "У автомобилей "АвтоВАЗа" есть большой потенциал для улучшения качества. И мне странно, что затраты на эти цели снижаются", - говорит Смольянинов.

Но Альберт Гавриков из "Атона" убежден, что дела у "АвтоВАЗа" идут не так уж плохо. "Показанная заводом выручка несколько ниже прогнозов "Атона", а вот операционная прибыль и размер денежного потока - выше", - говорит он. По его словам, норма прибыли снизилась из-за увеличения затрат на энергоносители и сырье, главным образом на металл, которое не смогло компенсировать повышение отпускных цен на вазовские машины. "За год, что правительство тянуло с увеличением пошлин на подержанные иномарки, их поставки в России увеличились вдвое, произошло затоваривание рынка, в этой ситуации мы считаем решение менеджмента о временной остановке конвейера правильным и прогнозируем, что в течение четырех месяцев спрос и предложение придут в норму", - добавил консультант.

Источник: Ведомости