18.10.2002
Производство жевательной резинки становится высокотехнологичным бизнесом

Процесс пережевывания резинки к интеллектуальным занятиям не отнесешь. Американские поселенцы находили вкусным воск, а древним грекам нравилось жевать смолу мастикового дерева. Созерцая людей, жующих с открытым ртом современную синтетическую резинку из латекса, понимаешь, почему в таких просвещенных странах, как Сингапур, это асоциальное занятие запрещено.

Жевательная резинка как-то незаметно перестала быть забавой для детей, пускающих пузыри. Сегодня "жвачка" стала медицинским препаратом для взрослых, помогающим бороться с кариесом, вакцинировать, лечить ушные инфекции и облегчать боли при язве. При этом эволюция жевательной резинки - от продукта, наглядно демонстрирующего порочное пристрастие к сладкому, до продукта категории nutraceutical (модный термин, обозначающий продукты питания с лечебными свойствами) - способствует росту продаж.
Рынок жевательной резинки объемом $12 млрд ежегодно увеличивается на 3% (для продукта питания - скромные темпы); но при этом прирост продаж жевательной резинки без сахара составляет 15% в год. Брэнды крупнейшего мирового производителя жевательной резинки Wrigley, не содержащие сахара, демонстрируют ежегодный рост на уровне 34%.

Потенциал роста рынка жевательной резинки и прибыль от лекарственных сластей прельщают крупнейших мировых производителей пищевых продуктов. Очень кстати американский фармацевтический гигант Pfizer стал избавляться от непрофильных предприятий - включая компанию Adams, которая занимает 2-е место в мире по производству жевательной резинки и является одним из лидеров в производстве кондитерских изделий с лечебными свойствами.
Сегодня, после того как разгневанная местная общественность заблокировала продажу Hershey Foods, компания Adams (ориентировочная цена $4 млрд, в два раза больше объема прибылей) - самый крупный куш в пищевой промышленности. По информации от банков, несколько игроков мирового уровня, включая Wrigley, Nestle и Cadbury Schweppes (все они участвовали в торгах по Hershey), а также Mars и сама Hershey к середине октября подадут заявки на участие в торгах по Adams. К ним может присоединиться Kraft Foods, если только не предпочтет более крупный "улов" - французского молочного гиганта Danone.

Тот факт, что жевательная резинка снимает напряжение и помогает сосредоточиться, известен уже давно - не в последнюю очередь благодаря американским военным, которые впервые дали "жвачку" солдатам Первой мировой войны. Процесс жевания приносит облегчение при заложенных ушах и смягчает острое желание покурить или перекусить. Однако наибольшее восхищение вызывает возможность использовать жевательную резинку в качестве дешевого, эффективного носителя лекарств.
Директор Wrigley по инновационным продуктам Гари Кехоэ считает, что резинка превосходит таблетки по способности доставлять определенные молекулы в кровь - в связи с тем, что она имеет продолжительный контакт с ротовой полостью. Резинка нерастворима, средняя продолжительность жевания составляет 20 мин. Щелочь слюны и отсутствие желудочного сока повышают шансы лекарства быть усвоенным. Облачение активной молекулы в медленно растворяющуюся оболочку позволяет контролировать время высвобождения лекарственных веществ.

Один из примеров - жвачка с никотином для желающих бросить курить. Жвачка может быть использована в качестве носителя для лекарств, витаминов, минералов или антиоксидантов. Ведь жевать ее куда приятнее, чем глотать таблетки или подставлять мягкие ткани под иглу шприца. Сегодня для фирм пищевой отрасли ходовой товар - жевательная резинка, освежающая дыхание и отбеливающая зубы. Успех жвачки Aquafresh и пластинок Listerine для полости рта подтолкнул компании к созданию инновационных дополнений, таких как произведенный из молока Recaldent и отбеливающие компоненты в продукте Adams - Trident White.

"Магический" ингредиент современных жвачек без сахара - ксилитол, заменитель сахара, полученный из березы одной датской фирмой. В отчете, опубликованном в журнале Journal of Medicine, говорится, что ксилитол уменьшает разрушение зубов на 70% за счет замедления размножения бактерий во рту. Заменитель сахара - ключевая проблема для идущей в Азии борьбы за создание очередной жевательной резинки от всех болезней.
В прошлом месяце южнокорейская компания Lotte выпустила на рынок резинку Xylitol Helco, предназначенную для уничтожения бактерий, вызывающих язву желудка. Замедляя размножение бактерий во рту, ксилитол способен снизить риск заболевания раком. Финские ученые обнаружили, что дети, жующие резинку с ксилитолом и сорбитолом, на 40% менее подвержены инфекционным заболеваниям ушей, чем их сверстники, жвачкой не балующиеся. Благодаря репутации ксилитола объем продаж жевательной резинки в Корее ежегодно увеличивается на 25%.

Кехоэ из компании Wrigley считает, что другие болезни, с которыми также можно бороться при помощи жевательной резинки, - это гингивит - заболевание десен. Ученые в клинике Guy's Hospital и в King's College в Лондоне проводят испытания вакцины против кариеса. Эта вакцина создана на основе веществ, извлекаемых из табака, которые можно добавлять в жевательную резинку. Японец Мицуи Норин зарегистрировал патент на использование жевательной резинки для доставки в кровь вакцины против гриппа.

Есть и скептики. В отличие от потребителей в Азии американцы по-прежнему считают, что жвачка нужна в основном для освежения дыхания. Новое средство Wrigley для нейтрализации кислоты Surpass, выпущенное на рынок в январе, показало, что жевательная резинка, покрытая карбонатом кальция, помогает быстрее и надежнее избавиться от изжоги, чем таблетки (чему способствует наличие щелочи в слюне). Вот только продается Surpass плохо. Wrigley опасается, что фирмы, производящие продукты питания, не смогут получить значительную прибыль от фармацевтических жевательных резинок, так как основная выручка придется на долю поставщиков лекарств, а получение лицензий на препараты стоит очень дорого.

Тем не менее восторги по поводу самой обыкновенной жвачки подогрели интерес компании Adams. Теперь она не только контролирует 19% мирового и четвертую часть американского рынка. 12 из 14 выпускаемых ею брэндов жевательной резинки и сластей имеют, как утверждается, лечебные свойства. Adams - несомненный лидер в области лекарственных конфет - постоянно растущего сектора, в котором на долю ее драже от кашля Halls и Clorets приходится одна треть весьма доходного рынка в $3,4 млрд.

Из рассматриваемых брэндов Wrigley ориентируется в большей степени на Halls, с тем чтобы снизить свою зависимость от жевательной резинки. Деятельность Wrigley, контролирующей 56% американского рынка жвачки, может прийти в противоречие с антимонопольным законодательством. Однако это скорее всего не остановит Билла Ригли, представителя четвертого поколения семьи, владеющей компанией, который после своего неожиданного амбициозного участия в торгах по продаже Hershey теперь делает ставку на диверсификацию.

Для Cadbury покупка Adams будет самым крупным за всю историю существования фирмы приобретением, которое увеличит на 50% ее бизнес в кондитерском секторе. Британская группа - третий в мире продавец жевательной резинки, благодаря приобретениям в Европе и Китае. У нее есть финансовые возможности для совершения сделки. Официально глава Nestle Петер Брабек отрицает заинтересованность в брэндах жевательной резинки и кондитерских изделий в тех секторах рынка, где Швейцария представлена слабо.
В частных же беседах, как говорят, он выражает желание приобрести Adams, что было бы для него пустяковой покупкой, с целью расширения бизнеса Nestle в секторе "функциональных продуктов", который он контролирует лично. Намерения Kraft далеко не так определенны, с тех пор как в 2000 г. она продала Cadbury свой бизнес по производству жевательной резинки во Франции. Одно по крайней мере ясно: Pfizer придется "пережевать" приличное количество вариантов, после того как торги откроются.

Источник: Журнал "РУССКИЙ ФОКУС"