18.10.2002
Поход западных торговых сетей на восток откладывается

Период относительной стабильности европейских торговых сетей закончился. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства Standard&Poors. Пока агентство ограничилось лишь пересмотром своего прогноза по двум операторам - негативные оценки получили британская J. Sainsbury и голландская Ahold Koninklijke. По разворачивающейся в России Metro прогноз также нельзя назвать положительным: "учитывая слабый финансовый профиль, любое ухудшение текущей операционной деятельности окажет негативное влияние на рейтинги компании". Проще говоря, Metro находится в крайне неустойчивом положении, и ее развитие, в том числе и в России, ныне зависит от множества неподконтрольных компании факторов.

Главной причиной ухудшения финансового положения компаний, - говорит Хьюг де ла Пресле (Hugues de La Presle), директор европейского подразделения корпоративных рейтингов Standard&Poors, - стало обострение конкуренции на европейском рынке.

Особенно тесно ритейлерам стало на наиболее "открытых" для торгового бизнеса рынках - Германии и Великобритании. По мнению аналитиков S&P, ритейлеры страдают от хронической нехватки капитала. Этот вывод подтверждается рейтинговым агентством Moody's, которое изменило свой прогноз по компании J. Sainsbury 14 октября. Аналитики Moody's, комментируя свое решение, констатируют, что, несмотря на все усилия, предпринятые компанией по сокращению своих расходов, ей пришлось инвестировать все сэкономленные средства.

По оценкам S&P в Британии при либеральном торговом законодательстве количество открываемых магазинов (измеряемое площадью торговых залов) превышает рост спроса населения.


Кредитный рейтинг и cash-flow основных европейских ритейлоров продовольствия


  Кредитный рейтинг Средний доход от операций, млн. евро Средний свободный cash-flow
До выплаты дивидендов, млн. евро До поглощений и продаж подразделенияй, млн. евро
Ahold Koninklijke N.V BBB+/Negative/A-2 2,391,2 622,5 546,5
The Big Food Group PLC BB+/Stable/ 154,8 135,1 129,9
Carrefour S.A. A+/Stable/A-1 2,732,3 185,4 (160,0)
Casino Guichard - Perrachon & Cie S.A. BBB/Stable/A-2 720,0 (129,6) (280,6)
Metro AG BBB+/Stable/A-2 1,689,0 341,3 (80,0)
Migros - Genossenschafts-Bund A+/Stable/A-1 729,2 (93,9) (93,9)
J. Sainsbury PLC A/Negative/A-1 1,109,6 (392,3) (836,3)
Safeway PLC BBB+/Stable/A-2 606,2 140,9 (23,9)
Источник: Standard and Poor's

В зоне потенциального риска оказалась компания Metro AG, у которой, несмотря на международную экспансию, 92% торгового оборота приходится на слабеющий национальный рынок (по данным самого Metro, на заграничные магазины приходится 45% объема продаж).

"Теоретически можно объяснить экспансию компании на Восток не столько огромной привлекательностью российского рынка, сколько желанием диверсифицировать свой бизнес в географическом измерении", - говорит Алексей Кривошапко, аналитик UFG.

Как отразится нынешнее финансовое положение западных розничных операторов на российском рынке, пока непонятно. Высокая конкуренция и падение спроса в Западной Европе могут привести как к повышенному интересу к неосвоенным просторам России, так и к сворачиванию планов по развитию на российском рынке.

"Не думаю, что экспансия может сейчас замедлиться, - говорит Вадим Зуйков, президент Национальной торговой ассоциации. - У российского розничного рынка самые высокие показатели роста в мире. Рынок пока свободен, поэтому западные компании могут увеличивать свою долю не на 1%, как в Европе, а, например, на 20%".

По словам Юлии Беловой, представителя Metro, руководство немецкой компании считает, что российский рынок обладает большим потенциалом, и рассматривает его как один из приоритетных. Третий магазин Metro в Москве откроется 31 октября, в апреле 2002 года появятся два магазина в Санкт-Петербурге. Вообще в планы сети входит открытие четырех магазинов в год, в том числе и в регионах. Белова утверждает, что Metro может эффективно работать при любых условиях, даже когда спрос на продовольственные и непродовольственные товары в Европе падает.

"Ухудшение финансовых показателей не может не повлиять на планы экспансии в этом и следующем годах, - считает Олег Войцеховский, представитель программ Европейского торгового института в России. - Приход иностранцев в Россию уже замедлился. Европейским операторам сейчас нужно решать внутренние проблемы и отчитываться перед акционерами. Они постараются сохранить метрополию на своих родных рынках - естественно, за счет снижения активности на Востоке".


Уровень концентрации на европейском продовольственном рынке в 2001 г.

Страна Доля среди ритейлоров, %
  Бельгия Франция Германия Италия Нидерланды Испания Швейцария Великобритания
Компания-лидер 30 27 23 12 43 25 24 17
Тройка лидеров 66 65 55 27 75 45 44* 36
Пятерка лидеров 88 91 77 40 свыше 81 58 - 49
* только 2 лидера
Источник: Standard and Poor's

Венчурные средства, которые направляют на покорение новых рынков, всегда вычеркивают из бюджетов в первую очередь, если положение компании нестабильно. Западные компании рассматривают Россию только как рынок, который следует развивать, когда ничего другого не остается. Сейчас у западных ритейлеров слишком много работы на родине, поэтому появление новых европейских торговых операторов на российском рынке маловероятно.


по информации "Финансовые известия"

Источник: Рынок продуктов питания