21.10.2002
"Грош с маслом". Грядет передел масложировой отрасли

Предстоящий год обещает рост российского рынка растительных масел и жиров. Вместе с тем игроки предсказывают возможность нового передела. Если независимые предприятия, не входящие пока ни в какие холдинги, вовремя не отреагируют, то будут поглощены крупными финансово-промышленными группами.

Все покупаем

Интерес к масложировой отрасли, в которую входит производство растительного масла, маргарина, майонеза, мягкого масла, усилился в начале 90-х годов прошлого века. По оценке одного из экспертов "Известий", просившего не называть его, инвестиции только в развитие производства масел составляют сегодня $100 млн.

В этом году, по прогнозам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), собственного масла производителям хватит. Урожай семечки ожидается на уровне 3,4-3,45 млн тонн при потребности 3 млн, тогда как в прошлом году было собрано 2,7 млн тонн. На юге России большой урожай снизил цену на масло до 14 рублей за литр, тогда как в Черноземном районе из-за дождей она гораздо выше. Как говорит директор ИКАРа Дмитрий Рылько, в последующем цена выровняется и не в пользу пострадавших Воронежской, Саратовской, Волгоградской областей.

Приличные сборы вряд ли позволят в этом году прийти на российский рынок импортному сырью. А вместе с этим, по словам представителей компаний, будут сокращаться и объемы продаж импортной масложировой продукции. Директор института Дмитрий Рылько сказал "Известиям", что привлекательность индустрии будет только расти. Есть много старых заводов, которым так или иначе принадлежит большая доля рынка, и именно они станут предметом передела.

В самих агрохолдингах считают, что поглощения позволят им играть наравне с западными продавцами, некоторые из них, например "Юнилевер" (торговые марки "Рама", "Калве", "Делми", "Пышка"), уже имеют в России свое производство.

По словам источника "Известий" в масложировой компании, большой интерес для холдингов представляет Самарский жиркомбинат. Он выпускает маргарин, майонез, мягкое масло и растительное масло, и интерес к нему понятен: предприятие устойчивое, а после приобретения маслоэкстракционного завода там наладили производство полного цикла (от первичной переработки подсолнечника до конечного продукта). Президент Самарского комбината Владимир Петрухин отказался комментировать потенциальную смену владельцев комбината. Однако, по информации "Известий", его предприятием интересуется крупный агрохолдинг, занимающийся выращиванием зерна и сахаропроизводством и уже имеющий в своих активах несколько масложировых предприятий.

Но не только российские компании будут вести наступление на подсолнечных направлениях. Их соперники — зарубежные производители, прочно обосновавшиеся на нашем рынке, не отстанут. В крупной российской компании "Известиям" сообщили, что продовольственная корпорация "Каргилл", до сих пор поставлявшая растительное масло и жировые продукты со своих заводов в Голландии, Бельгии и Германии, намерена открыть собственное производство в России (в магазинах присутствует их бутилированное растительное масло под маркой "Сани Голд" производства одного из подразделений "Каргилл"). Называются два региона, интересных для "Каргилл", — Южный и Черноземье, но где точно будет запущено производство, пока неизвестно. Как и не понятно, будет ли компания реанимировать уже существующие комбинаты или же построит новый. В самой "Каргилл" информацию не подтвердили, но и не опровергли.

Все продаем

"Раздел имущества" на масложировом рынке начался в 1998 году, когда пришедшая в Россию "Юнилевер" купила Московский маргариновый завод и начала активно продвигать свои марки. Об объемах продаж компания не распространяется, однако говорит, что занимает "одни из ведущих позиций на рынке мягких масел, маргаринов и майонезов".

В 1999 году отечественная компания "Юг Руси", начинавшая свой бизнес с перепродажи зерна, решила войти на масляные сегменты. В Ростове-на-Дону "Юг Руси" построил один из крупнейших маслоэкстракционных заводов, производственные мощности которого составляют более 20 млн бутылок масла в месяц. По оценкам компании, сегодня ее бренд "Золотая семечка" занимает около 20% рынка растительного масла. Кроме того, компания запустила линию по производству одноименного майонеза. Сейчас, как сообщили "Известиям" в "Юге Руси", они хотят расширить ассортиментную линейку подсолнечным маслом со сливочным вкусом и "легким" майонезом.

Догнать "Юг Руси" (во всяком случае по растительному маслу) намерена группа компаний "Русагро". Конфликт вокруг приобретения Аннинского завода по первичной переработке подсолнечника в Воронежской области у другого крупного агрохолдинга "Разгуляй" закончился победой "Русагро". Как сказали "Известиям" в "Разгуляе", после этого компания вообще охладела к рынку масла и никаких планов по выходу на него не имеет. Зато "Русагро" вслед за приобретением Аннинского МЭЗ купила в 2001 году Краснодарский масложировой комбинат. КМЖК — предприятие полного цикла и включает экстракционное производство, производство маргарина, майонеза, мыла. В развитие предприятия компания уже вложила $8,5 млн, а в следующем году инвестирует в него еще около $12 млн. Не так давно "Русагро" запустила линию по фасовке масла. По словам руководителя подразделения группы "Русагро-масло" Федора Огаркова, компания к декабрю выведет на рынок свои бренды. Руководство компании не исключает расширения бизнеса.

Надо отметить, что не все крупные компании "прикипели" к полному масложирпроизводству. Многие из них имеют в активах лишь экстракционные заводы по первичной переработке подсолнечника. Например, группа компаний "ОГО" обосновалась на двух маслоэкстракционных заводах в Ставрополье, каждый из которых производит 400-500 тонн масла в сутки. Они же, а также другие МЭЗы поставляют масло на многие жиркомбинаты.

Источник: Известия