21.10.2002
Adidas разочаровался в эксклюзиве

Adidas завершил перестройку системы продаж в России. В конце прошлой недели немецкая компания рассталась здесь с последним эксклюзивным дистрибьютором. Расставание сопровождается судебной тяжбой.
Российское представительство Аdidas-Solomon распространило заявление о прекращении сотрудничества с питерской компанией "Т. А. К. Т. ", с начала 90-х на эксклюзивной основе продававшей продукцию компании в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе России. Заявленная причина - "нарушение дилером ряда контрактных обязательств". Директор по маркетингу российского представительства Аdidas-Solomon Дмитрий Биневский утверждает, что "Т. А. К. Т. " регулярно не доплачивал комиссию за сотрудничество с Adidas. Компания даже подала иск в арбитражный суд с требованием взыскать с бывшего партнера долг, накапливающийся с начала года (сумму иска Биневский не называет).
Биневский, впрочем, признает, что причина расставания с "Т. А. К. Т. " не только в финансовых проблемах. "Т. А. К. Т. " оставался последней компанией, имевшей эксклюзивное право представлять Adidas в России. В середине 90-х немецкая компания выдала дилерам эксклюзивные права на освоение Поволжья, Западной Сибири и отдельных городов в других регионах.
"Мы убедились, - говорит Биневский, - что, получив эксклюзив, компании не развивали розничную сеть, в чем мы были заинтересованы, а предпочитали торговать оптом". До последнего времени в Питере у "Т. А. К. Т. " было всего три фирменных магазина Adidas и несколько секций, тогда как в Москве, где Adidas работает самостоятельно, сейчас 12 монобрэндовых магазинов (на столицу приходится 40% российских продаж Adidas).

В июне Adidas открыл в Петербурге собственное представительство и рассчитывает, по словам Биневского, увеличить обороты здесь "в разы". Пока на Северо-Запад приходится 7% российского оборота компании. Adidas перекупил право аренды двух самых удачных магазинов, где раньше работал "Т. А. К. Т. ", и подыскивает место под третий магазин Представитель компании "Т. А. К. Т. ", пожелавший остаться неназванным, заявил "Ведомостям": "Факт невыполнения договорных обязательств еще надо доказать". По его словам, компания не была заинтересована в сотрудничестве с Adidas, так как последняя начиная с прошлого года резко ужесточила политику по отношению к дилерам.
"Маржа Adidas в России начинается с 300% за пару кроссовок. И зачем им делиться с партнерами и дистрибьюторами, если можно все деньги забирать себе", - говорит источник. В самом Adidas признают наличие жестких требований к дистрибьюторам - в части качества и расположения магазина, профессионализма продавцов, использования фирменного оборудования и соблюдения рекомендаций по представлению товара.

Ольга Александрова, гендиректор "Reebok Россия", считает действия Adidas логичными: эксклюзивные права снижают возможность контроля за распространением продукции в регионе. "Если дистрибьютор работает хорошо, то мы не будем открывать с другим партнером магазин напротив, однако, если он не выполняет свои обязательства, мы находим другого", - говорит она.

Источник: Ведомости