22.10.2002
Динамичный PR. Объемы рынка связей с общественностью выросли на 70%

Вчера исследовательский центр РОМИР обнародовал рейтинг PR-агентств за 2001 - начало 2002 г. Обороты PR-фирм в прошлом году росли гораздо быстрее, чем в смежной индустрии - рекламе. Оборот 80 крупнейших фирм в прошлом году составил $135,5 млн и увеличился на 70%.
Ежегодное исследование РОМИРа, посвященное PR, делилось на две части. Часть информации - об обороте агентств, фонде заработной платы сотрудников - исследователи получили на основе опроса директоров 149 PR-фирм. Рейтинг PR-агентств составлялся на основе опроса 103 экспертов из государственных и коммерческих структур, кандидатуры которых предложили сами пиарщики.

Один из самых неожиданных выводов, который можно сделать на основе обнародованных результатов исследования, - необычно высокий рост оборотов индустрии связей с общественностью. В исследовании руководители 78 агентств согласились ответить на вопрос, в каких пределах находится оборот их фирм. По данным РОМИРа, в прошлом году на PR в России было израсходовано от $87 млн до $135,5 млн. Годом раньше размер рынка PR РОМИР оценивал в $58 - 80 млн. Причем затраты компаний на формирование имиджа в прошлом году, оказывается, выросли на 70% - гораздо больше, чем на рекламу. По данным Российской ассоциации рекламных агентств, в прошлом году затраты на рекламу в России увеличились на 54% , составив $1,7 млрд.

Наиболее динамично развивались крупные агентства. В позапрошлом году оборот 14 агентств превысил $3 млн. В обнародованном вчера исследовании директора восьми фирм сообщили, что оборот их агентств превысил $5 млн, а руководители еще девяти агентств заявили, что оборот их фирм находился в прошлом году в пределах $3 - 5 млн. Наибольшая часть агентств - 16 - заявили о том, что оборот их фирм составил в 2001 г. от $500 000 до $999 000.

Регина Громова, аналитик РОМИРа, говорит, что точных выводов о реальном положении дел на рынке по итогам исследования делать нельзя, поскольку на вопрос об обороте ответило лишь около половины агентств. Зато, отмечает Громова, наиболее крупные компании согласились поделиться информацией о своем финансовом положении.

Сторонние эксперты не видят в данных РОМИРа ничего неожиданного. "Когда растут затраты на рекламу, компании стремятся больше тратить и на другие способы популяризации услуг и товаров", - говорит Вадим Желнин, гендиректор ассоциации рекламодателей.

В отличие от рекламистов, которые указывают свой оборот и доход агентства, например, в рейтинге журнала Advertising Age, PR остается достаточно закрытым бизнесом. Например, на вопрос о размерах фонда заработной платы своих сотрудников согласился ответить лишь каждый третий руководитель компании.

Раньше при обнародовании рейтингов ни одна PR-фирма не соглашалась объявлять свой оборот. В этом году обет молчания нарушило агентство "Имиджленд", занявшее первое место в категории "бизнес-PR". По словам Вероники Моисеевой, гендиректора "Имиджленда", оборот компании в прошлом году составил $8 млн.

Источник: Ведомости