24.10.2002
Америка осаждает французские вина

Всего несколько недель остается до ежегодного ноябрьского праздника "Божоле-нуво", посвященного окончанию сбора урожая винограда и распития вина нового сезона во французском регионе Божоле. Однако подходят к этому празднику в этом году французские виноделы не в самом веселом настроении.

Лондонские винные магазины уже давно выглядят как прикладной урок географии. Над многочисленными бутылками красуются названия стран-производителей: от традиционных Франции, Италии и Испании до Нового Света — Австралии, Новой Зеландии, Калифорнии, Аргентины, Чили...

За последние годы полки, выделенные этим молодым винодельческим странам, расширились, в то время как коллекция французских вин потихоньку уменьшается: Новый Свет стремительно наступает на Старый. Объемы продаж французских вин в мире падает, в то время как экспорт из отдаленных заокеанских регионов постоянно увеличивается.

Австралийские, новозеландские, чилийские и американские вина часто стоят дешевле, на вкус — более легкие и фруктовые, плюс этикетки их понять легко. Но дело, похоже, не только в качестве, ценах и этикетках: французское правительство активно помогало своим виноделам с инвестициями в посадку более качественных сортов винограда и покупку нового оборудования. Только в прошлом году правительство потратило на помощь виноделам 170 миллионов евро. А вот деньги в маркетинг французских вин вкладывались не особо: мол, при нашей то репутации зачем себя рекламировать — кому надо, тот знает.

Виноделы же нового света подобным высокомерием не отличались — они с самого начала знали, что бороться со старым светом за покупателя будет нелегко, а потому вкладывали значительные средства в рекламу собственных вин и в образование покупателей.

В результате более агрессивные новые производители сегодня активно наступают на пятки старикам. Лидирует среди новичков Австралия, которая сейчас находится на четвертом месте в мире по количеству экспортируемого вина после Франции, Италии и Испании. Даже французский алкогольный гигант, компания Pernod Ricard, не чурается австралийских вин — компания активно популяризирует австралийские вина, типа Jacobs Creek, продажа которого за последние шесть месяцев выросла на 15%.

Вплотную за Австралией следуют Латинская Америка, Калифорния и Новая Зеландия. Но даже и такие вроде бы не-винные страны, как Мексика, не так давно начали заявлять о себе как виноделы: мексиканское каберне-совиньон недавно завоевало две премии во Франции, включая престижный международный конкурс в Бордо.

В ниагарском регионе канадской провинции Онтарио сейчас насчитывается 39 виноделен, и знатоки утверждают, что столовые вина шардоне, рислинг, пино-блан, пино-гри и совиньон-блан, которые производят эти совсем молодые виноделы, не уступают по вкусу французским и немецким.

В июне виноделы региона Божоле буквально со слезами на глазах были вынуждены уничтожить 10 миллионов литров вина под одноименным названием — эквивалент 13 миллионов бутылок. Кризис перепроизводства. Продажа французских вин в мире за последний год сократилась на 2%, и Германия в особенности разлюбила Божоле.

Французы, как водится, обвиняют во всем неразборчивых потребителей — мол те, кто пьет вина нового света, ничего не понимают и относятся к вину как к кока-коле. Но вряд ли такая позиция поможет им увеличить объемы продаж французских вин, и организаторам ноябрьского праздника в Божоле придется подумать о том, как привлечь к своему продукту тех, кто решил что лейбл — это не главное, и что хорошее австралийское вино пьется так же, как и хорошее французское.

Пока что виноделы Франции не смоги придумать ничего лучшего, чем подать в суд на организаторов кампании против пьянства за рулем. Они утверждают, что плакат с размытым изображением дороги через ветровое стекло автомобиля с наклеенной гигантской винной этикеткой покушается на национальный символ Франции. И вуаля!

по информации Би-Би-Си

Источник: Рынок продуктов питания