29.10.2002
"Пятерочка" опередила всех. Компания пришла в регионы раньше крупнейших столичных сетей

Крупная розничная сеть Москвы и Петербурга "Пятерочка" освоит другие регионы быстрее многих столичных ритейлоров. Первая региональная "Пятерочка" откроется в ноябре в Воронеже. Сеть пошла по нетрадиционному, но на поверку наиболее простому для столичных сетей пути: она продала франшизу местному ТД "Левобережье".
Сеть недорогих супермаркетов "Пятерочка" появилась в Санкт-Петербурге в 2000 г. , а сегодня насчитывает 119 магазинов в обеих столицах. Объем продаж "Пятерочки", крупным акционером которой является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) , составил в прошлом году $212 млн. В 2002 г. сеть рассчитывает свои продажи удвоить.

Управляющий сетью "Пятерочка" в Воронеже Сергей Павлов рассказал "Ведомостям", что открытие первой местной "Пятерочки" намечено на 10 ноября, а к 15 декабря магазинов под этой маркой будет уже пять. Через год, пообещал "Ведомостям" вице-президент по коммуникациям и брэндовой политике сети Феликс Стетой, число магазинов торговой площадью 400 - 600 кв. м увеличится до 12.

Воронеж будет первым регионом, где появятся продовольственные супермаркеты одной из ведущих розничных сетей Москвы и Петербурга. То есть "Пятерочка" обгонит столичную сеть "Рамстор", магазин которой в декабре откроется в Красноярске, а также "Седьмой континент" и "Перекресток". В некоторых регионах уже есть торговые объекты столичных сетей "Дикси" и "Патэрсон", однако по обороту они не входят в число лидеров российского ритейла. Зато в Воронеже у "Пятерочки" уже есть прямые конкуренты - это принадлежащая краснодарской компании "Тандер" сеть "Магнит", считающаяся самой большой по числу магазинов (сегодня более 200).

Но если "Рамстор" направляется в глубинку с собственными магазинами, то "Пятерочка" первой из российских сетей супермаркетов решилась продавать франшизу. В Воронеже "Пятерочка" заключила договор франчайзинга с местным торговым домом "Левобережье", что подтвердили "Ведомостям" представители обеих структур, а также городской администрации.

Как объяснил Сергей Павлов, являющийся представителем и "Пятерочки" и "Левобережья", торговый дом владеет в Воронеже одной из самых больших розничных сетей из более чем 40 магазинов, торгующих "не по-современному", т. е. через прилавок. По словам Павлова, часть магазинов "Левобережья" будет переоборудована в "Пятерочки" (это обойдется в $100 000 - 300 000). А объекты, не походящие под формат супермаркета, будут проданы. Магазины франшизной сети планируется строить и с нуля: стоимость квадратного метра такого объекта инвесторы оценивают в $250 - 600. Инвестиции в весь проект, по данным Павлова, составят $6 млн. Стоимость франшизы и процент от годового оборота, который "Левобережье", по идее, должен выплачивать "Пятерочке", партнеры не назвали. "Мы пока проводим эксперимент и окончательную схему сотрудничества еще не определили", - сказал Феликс Стетой. По его словам, ясность наступит через полгода, когда выяснится, справились ли воронежские партнеры с задачей. Если все пойдет удачно, то через 6 - 8 месяцев франшизная "Пятерочка" появится в других городах-миллионниках.

Использование франчайзинга - большая редкость для российского ритейла: по такой схеме развиваются только сети магазинов под голландской маркой Spar. Планы продавать франшизу были у "Седьмого континента" - компания планировала начать продавать ее в конце 2002 - начале 2003 г. (в первую очередь рассматриваются Новокузнецк, Челябинск и Владивосток). Однако эта задача не из простых, полагает замгендиректора розничной компании "Седьмой континент" Валентин Запевалов: неясно, сумеют ли в регионах соблюсти стандарты качества столичных сетей. О выходе в регионы, в том числе и с франчайзинговой программой, подумывает и руководство одного из основных конкурентов "Седьмого континента" - торгового дома "Перекресток".

Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко считает, что "Пятерочка" выбрала наиболее простой способ проникновения в регионы. "У столичных ритейлоров при желании проникнуть на чужие рынки возникают сложности. Их просто туда не пускают, - объясняет эксперт. - Не исключено, что "Пятерочка" освоится и года через два выкупит сеть у воронежского партнера".

Источник: Ведомости