29.10.2002
Российские товаропроизводители снова халтурят

Отечественные производители потребительских товаров не смогли использовать шанс, который предоставил им кризис 1998 года. Такой вывод делает ВНИИПРиМ, полагаясь на данные продаж зарубежных товаров, интенсивно вытесняющих российскую продукцию.

Российские производители потребительских товаров не смогли использовать шанс, который предоставил им кризис 1998 года. Такой вывод делает Всероссийский научно-исследовательский институт потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ), который на протяжении нескольких лет исследует в столице и регионах рынок зарубежных и отечественных товаров. Ассортимент и продажи импортируемых товаров растут. Отечественные производители не могут составить им достойную конкуренцию

По данным майского опроса предприятий розничной торговли, проведенного ВНИИПРиМом в 17 городах России, разнообразие цветных импортных телевизоров превышало ассортимент российской продукции более чем в 4 раза, стиральных машин – в 6 раз, холодильников – в 3, фотоаппаратов – в 7, а фотопленки – более чем в 28 раз.

Продукция российских предприятий по качеству и функциональности объективно отстает от западных аналогов. При этом традиционное ее преимущество – цена, постепенно сходит на нет.

Российское население стало больше покупать товаров. Объемы реализации парфюмерно-косметических изделий, мыла хозяйственного и туалетного, синтетических моющих средств возросли в первом квартале 2002 года по сравнению с тем же периодом 2001 на 10–20%; мебели, телевизоров, магнитофонов – на 11–13%; морозильной техники и электропылесовсов – на 14–16%; стиральных машин – на 18%.

Так, в мае 2002 средние цены на отечественные холодильники возросли примерно на 13 %, а импортные на 9% (в прошлом году за тот же период рост цен составил 15% и 10%). Цены на пылесосы соответственно возросли на 8% и 2% (9% и 5%), а на телевизоры с диагональю 51–54 см – на 9% и 7% (13% и 17%).

Как видно из полученных ВНИИПРиМом данных, темпы роста цен все еще остаются существенными, хотя по сравнению с прошлым годом они несколько снизились. При этом темпы роста цен на отечественную продукцию все сильнее опережают импорт.

Опрос также выявил, что даже обычные зарубежные товары, рассчитанные на массового российского потребителя, по качеству часто превосходят отечественные изделия, в том числе и в совокупности показателей «ассортимент–цена–качество». Импортеры быстрее, чем ожидалось, стали возвращаться на российский рынок, вытесняя с него отечественных производителей.

В текущем году при проверке товаров, поступивших на потребительский рынок, был забракован и снижен в сортности 31% проверенных товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (30% в прошлом году). Российским производителям есть чем утешить себя: еще больше нестандартной продукции (38%) в этом году поступило от импортеров ( в прошлом – 33%).

Прогнозы ВНИИПРиМа неутешительны: в ближайшее время позитивных изменений на рынке товаров бытового назначения для российских производителей не произойдет. Отечественные компаниям надо меньше призывать к защите российского производителя, а больше уделять внимание качеству и ассортименту своей продукции.

Источник: Газета.RU