30.10.2002
Журналист, читатель и рекламодатель. Корреспондент "Известий-Медиа" узнал секреты создания успешной газеты

Занудные толстые газеты, большая часть которых перекочевывает из почтового ящика сразу в мусорное ведро. Журналисты, целыми днями распивающие кофе за казенный счет и использующие профессиональную настойчивость лишь для того, чтобы постоянно требовать повышения зарплаты. Надменные и ничего не знающие о потребителе рекламодатели, которых чуть ли не на коленях надо убеждать в необходимости занять 1/8 полосы именно вашего издания. Все эти ежедневные реалии редакционной жизни уходят в прошлое - с первым сборником "Формируя будущее газет", подготовленным Всемирной газетной ассоциацией (WAN) и адаптируемым в настоящее время для российской практики Гильдией издателей периодической печати (ГИПП).

В сборнике в эксклюзивном порядке освещены шесть основных тенденций и достижений современного рынка печатных СМИ. Самая главная проблема - как найти баланс между интересами журналиста, читателя и рекламодателя?

Одно из новшеств - это производство газеты "по особому заказу". Современные технологии позволяют делать практически индивидуализированное издание для каждого клиента (с необходимым именно ему набором тематических страниц), при этом не выбиваясь из общего графика выпуска издания. На эту систему, к примеру, уже перешла немецкая региональная газета Westfaelische Nachrichten, что резко повысило ее рекламные и розничные продажи.

Проведенные WAN исследования доказали, что нынешняя система определения расценок на рекламу неэффективна. Дело в том, что читатели могут предпочитать одни полосы и вкладки, а рекламодатели - считать привлекательными совсем другие. Так, традиционно ценная для рекламодателей полоса "Стиль жизни/Досуг" пользуется крайне низким спросом среди британских читателей.

- Один из выводов - продавать надо не место, а информацию о читателе, - сказал "Известиям-Медиа" директор проекта Джим Чишольм. - Для этого газетчикам необходимо собирать информацию о двух группах своих клиентов - читателях и рекламодателях. А чем глубже отношения с читателями, тем эффективнее можно обслуживать рекламодателей, предпочитающих в последнее время прямой контакт с потребителями в обход СМИ.

Однако, чтобы делать хорошую газету, одной базы данных о потребностях клиентов мало - нужны компетентные сотрудники. Но ведь нет более субъективной вещи, чем оценка журналистского творения: кому-то заметка понравилась, а кто-то счел ее малопрофессиональной и посчитал, что с автором надо расстаться.

Для исследований читательских предпочтений можно использовать несколько методов. Во-первых, читателей просят делать пометки в газетах по мере чтения. Во-вторых, им предлагается некоторое время читать конкурирующее издание, после чего им задаются вопросы о различиях двух газет. В-третьих, специальные камеры регистрируют направление взгляда читателей во время чтения газеты.

Но есть и другие способы находить общий язык с читателем.

- К примеру, - говорит г-н Чишольм, - в докладе идет речь о так называемом ролевом треугольнике, применяемом для определения редакционной позиции. Газета может либо просто сообщать о событиях, либо проблематизировать ситуации, либо, наконец, активно агитировать за перемены, быть политическим игроком.

Если совсем примитивно - читателей и журналистов просят "ткнуть пальчиком" (или заполнить специальную анкету) в то место в треугольнике, где, как они думают, находится газета вообще или по данному вопросу. И часто оказывается, что представления журналистов и читателей о позиции газеты и соответственно о путях ее развития в корне различаются.

Источник: Известия МЕДИА