10.11.2002
Экспансия "московских". Питерский рынок активно пополняется столичными коммерческими радиостанциями

Ирина ЧМОВЖ, руководитель проектов "КОМКОН-Медиа", - специально для "Известий-Медиа"

Сегодня в Санкт-Петербурге работают уже девять московских радиостанций: "Европа Плюс", "Русское радио", "Максимум", "Радио Ретро", "Эхо Москвы и СПб", "Радио Шансон" 104.4 FM, "Наше радио", Love Radio, "Динамит FM". Причем последняя станция является уже третьим по счету проектом, который появляется на частоте 103.4. Первоначально на ней обосновалось московское радио "Монте-Карло", в январе этого года его сменило "Русское радио-2", и вот теперь на ней новый для Питера формат - dance pop. Интенсивное продвижение столичных радиостанций в Санкт-Петербурге ощутимо усиливает конкуренцию на местном рынке.

Появляющиеся московские станции составляют серьезную конкуренцию местным игрокам рынка: качество продукта ни в чем не уступает, а эффект новизны в сочетании с промо-акциями (чем ярче и шумнее, тем лучше) обеспечивает необходимый уровень популярности. Так, грамотный рекламный ход, которым сопровождался запуск "Нашего радио", а также благоприятная идеологическая почва сделали свое дело: на первой волне измерения охват аудитории станции составил 6,7% населения Санкт-Петербурга в возрасте 12 лет и старше, что стало своеобразным рекордом в истории замеров начинающих станций.

Love Radio начинало скромнее - с 2,9%, зато динамика роста была впечатляющей: уже на следующей волне рейтинг составил 7,2%, а к лету объем аудитории достиг 9%. Таким образом, за восемь месяцев вещания радиостанции удалось перейти с 16-го места на 4-е.

Московскому "Динамиту", который сегодня является лидером FM-диапазона, потребовался год, чтобы показать, на что он способен.

Есть основания полагать, что питерскому не придется ждать так долго. Первый рейтинг, который, кстати, оказался таким же, как и в Москве в августе 2000 года, составил 3%. Разница лишь в том, что в Питере он является результатом технического эфира без участия какой-либо рекламной поддержки. Питерский проект не подразумевает ретрансляцию, это новый продукт с новой стилистикой. Единственное, что роднит его с московским "братом", - выбранная идея развлекательного радио.

В целом цифры по количеству поклонников той или иной радиостанции по Москве и Санкт-Петербургу трудно назвать сопоставимыми. Так, в Москве рейтинг Love Radio за все два года существования не поднимался выше 7,7%, рейтинг "Нашего радио" - выше 6,9%, а рейтинг "Максимума" даже в самые лучшие его времена не превышал 6,8%. В Питере слушание этих и других станций более интенсивно.

Вообще, появление новых радиостанций, если, конечно, они не копируют формат успешных конкурентов, работает как стимул к улучшению качества эфира в целом, что для слушателя безусловное благо. Известно, что в ближайшее время на питерском радионебосклоне появятся еще как минимум две московские радиостанции со здоровыми и, на наш взгляд, обоснованными амбициями. А это значит, что борьба за слушателя выходит на новый уровень.

Объем ежедневной аудитории радиостанций.



Москва, сентябрь, 2002
Таблица 1

Источник: КОМКОН, Москва, 12+

Объем ежедневной аудитории радиостанций.

Санкт-Петербург, сентябрь, 2002
Таблица 2

Источник: КОМКОН, Санкт-Петербург, 12+

Источник: Известия МЕДИА