10.11.2002
Metro и Auchan плетут сети. И по Москве, и по России

Немецкая компания Metro Cash & Carry GmbH в минувшую среду открыла свой третий магазин в Москве — на Варшавском шоссе, рядом со станцией метро "Южная". Это клон двух магазинов — на Ленинградском шоссе и проспекте Мира: все те же 12 000 наименований продуктов питания и 9000 — непродовольственных товаров, размещенных на площади в 10 460 кв. м. Компания наконец-то обнародовала и цифры, отражающие масштабы осуществляемой ею торговли.
По словам гендиректора ООО "Метро Кэш энд Кэрри" Герберта Цлабингера, от каждого магазина ожидается оборот в $80 млн в год, т. е. все вместе они генерируют $240 млн. Это по местным меркам много. По данным исследовательской компании ACNielsen, сеть "Рамстор" на сентябрь этого года имела ежегодный оборот в $315 млн, сеть "Перекресток" — $220 млн, а "Седьмой континент" — $195 млн. Получается, что совсем недавно вышедшая на рынок Metro в ближайшей перспективе опередит прежних лидеров, у которых, к тому же, магазинов больше.

Сравнение, на первый взгляд, некорректное: немцы торгуют мелким оптом, а вышеупомянутые сети — в розницу. Чтобы стать покупателем у Metro, нужно оформить карточку покупателя от имени какой-либо фирмы, т. е. юридического лица. Но это требование не оказалось препятствием для тысяч людей: народ валит в заведения "Метро Кэш энд Кэрри" (по 5000-6000 человек в каждый из действующих магазинов в будние дни и по 10 000-11 000 — в выходные).
И для отечественных торговцев такой успех немцев стал поводом для развертывания обличительной кампании. Metro обвиняют в том, что она на самом деле торгует в розницу, лишь прикрываясь оптовым статусом, и уходит таким образом от налогов. Позиции Metro прикрыты: едва ли даже в России кому-то придет в голову перекладывать на частную компанию функции МВД, МНС, налоговых инспекции и полиции. И требовать проверки достоверности данных о регистрации или налоговой добросовестности тех юридических лиц, от имени которых регистрируются в базе данных Metro покупатели.

Но когда Герберт Цлабингер уверяет, что Metro — в силу специализации на опте — никакой не конкурент вышеупомянутым ритейлерам, это звучит малоубедительно. Скорость, с которой немецкие оптовые центры распространяются по столице, свидетельствует, что компания оттягивает на себя немалое число клиентов "Седьмых континентов" или "Рамсторов".

Согласно "весьма интенсивному плану экспансии", как выразился руководитель проектов по Восточной Европе Metro Cash & Carry GmbH Франс Мюллер, компания в 2003 г. откроет еще как минимум три центра в Москве. Определенность на будущий год есть также по поводу открытия двух магазинов в Санкт-Петербурге и стольких же заведений в украинской столице — Киеве. Под будущие плацдармы высадки немецкие торговцы присматривают региональные центры (Самару, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ярославль, Казань), а также столицы бывших республик, например Казахстана.

Быстрое движение на российском рынке подстегивает "застой" в бизнесе иностранных торговцев на их родине. "Наш рынок в Германии сейчас испытывает давление из-за заметного экономического спада, а объемы продаж не выглядят особо привлекательно, — констатировал Франс Мюллер. — Так что из-за медленного роста продаж в Германии мы должны искать другие места, где можно получить быстрорастущую прибыль". На сегодня объем продаж всей компании Metro Cash & Carry GmbH, управляющей оптовым форматом группы Metro AG, составляет 25 млрд евро. По словам Мюллера, 20% от этой суммы (т. е. 5 млрд евро) приходится на страны Восточной Европы и Россию.

Судя по афишируемым планам Metro, информации о получении землеотвода в Екатеринбурге крупным французским розничным оператором Auchan, а также по готовящемуся к открытию в декабре пилотному региональному проекту "Рамстора" в Красноярске, иностранцы не прочь посоревноваться в скорости завоевания рынка с россиянами. Так что можно говорить о расширении географии борьбы за долю на рынке между отечественными и иностранными торговцами. Кто победит — ведь все стартуют практически одновременно?

Источник: Русский Фокус