10.11.2002
Арабские покупатели бойкотируют "Ариэль". И поддерживают "отечественного производителя"

Это не шутка. Самозваный Египетский комитет по бойкоту требует от потребителей не покупать стиральный порошок Ariel компании Procter & Gamble, потому что, по мнению комитета, порошок этот носит имя премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. Активисты организации утверждают, что логотип порошка Ariel в действительности представляет собой звезду Давида.

Это смехотворно, - возражает P&G. - Ariel существовал задолго до того, как на свет появился израильский лидер. А наш логотип изображает траекторию движения атома и не имеет никакого отношения к религии". Тем не менее продажи Ariel в Египте снижаются. По всему Ближнему Востоку война США против терроризма и угрозы Ираку побудили потребителей бойкотировать американские брэнды, начиная с подгузников "Памперс" и заканчивая кетчупом "Хайнц".

PepsiCo винит бойкот в снижении объемов продаж своих напитков за пределами США. Coca-Cola заявляет, что забастовка потребителей ударила по ее бизнесу в Бахрейне, Ливане и Саудовской Аравии, в результате чего продажи компании в регионе сократились на 10%. Рестораны быстрого питания в Саудовской Аравии, такие как KFC и Burger King, сообщают о 50%-ном падении объемов торговли в период после сентября 2000 г. Убытки вынудили компанию McDonald's закрыть два из шести своих ресторанов в Иордании. Заведения McDonald's, а также рестораны ее конкурента Burger King, громили в Ливане, Омане, Бахрейне, Каире и Катаре. Владельцы супермаркетов в Бахрейне и Египте убирают с полок американские брэнды и отказываются принимать на склад кроссовки Nike.

Чтобы европейцы, как обычно, не испытывали чувства злорадства, заметим: эта кампания носит не просто антиамериканский, но и антизападный характер. Покупатели шарахаются от таких известных европейских брэндов, как L'Oreal и Nestle, а недавно группы протестующих собрались в Аммане перед офисами фирм, торгующих автомобилями "Мерседес". За прошлый год в арабских странах общая деловая активность западных компаний, занятых в сфере быстрого питания и продажи напитков, упала на 40%. Объем торговли американскими брэндами сократился на четверть.

Все это - результат отрицательного отношения не столько к культуре западного капитализма, сколько к его продуктам, так как арабские потребители по-прежнему демонстрируют пристрастие к брэндам, но брэндам отечественным. Производимая в Иране "исламская" Zam Zam Cola, названная так в честь священного источника в Мекке, сегодня в почете у многих жителей ближневосточных стран. Вряд ли способная удовлетворить спрос у себя в стране компания Zam Zam, бывший партнер PepsiCo в Иране, всего за 4 месяца поставила 10 млн бутылок на экспорт в супермаркеты Ирака, Бахрейна, Катара и Саудовской Аравии, где в следующем году она поможет утолить жажду 2 млн мусульманских паломников, направляющихся в Мекку. Эту более сладкую, чем Coke, газировку продвигают и в Европе, рассчитывая на мусульманскую диаспору. Один мусульманский предприниматель планирует продавать "колу из Мекки" во Франции (часть доходов пойдет в пользу палестинских благотворительных организаций).

Объем продаж Star Cola, производимой на Западном берегу реки Иордан, в ОАЭ за последние три месяца вырос на 40%. Расположенный в Каире завод Al Ahram Beverages, недавно без лишнего шума купленный Heineken of the Netherlands, стал самой доходной в мире пивоварней благодаря продажам пива мусульманам (пиво с соблюдением мер предосторожности поставляется на дом). На египетских базарах торгуют вразнос даже "самогоном Ясера Арафата".

Хотя потребители, вероятно, получат больше удовлетворения от брэнда "правильной" духовной ориентации, для экономики арабских стран бойкот будет иметь серьезные последствия. Доля Ближнего Востока в общем объеме продаж западных транснациональных корпораций невелика, однако эти корпорации зачастую являются самыми крупными и эффективными работодателями в странах региона, подавая пример местным фирмам и предоставляя возможность талантливым арабам набираться опыта управления. Так, на предприятиях Coca-Cola на Ближнем Востоке заняты непосредственно 20 000 сотрудников, а с учетом работающих в розничной торговле и снабжении - 200 000. На этом фоне карликами выглядят даже крупные местные конкуренты, такие как Zam Zam (8000 занятых) или Al Ahram (4000 занятых).

В какой степени иностранные брэнды можно считать западными? Ресторанами McDonald's в регионе управляют арабы, имеющие договоры франчайзинга. Coca-Cola обычно работает с арабскими партнерами, такими как Olayan family в Саудовской Аравии и Abdul Hak в Йемене и Египте. Она платит рабочим на 15% больше, чем местные фирмы. В Ливане 440 сотрудников головного предприятия Coke - местные. В Палестине Coke в сотрудничестве с местным заводом National Beverage Company (NBC) заботится о рабочих: развозит их по деревням через контрольные пункты, предлагает ссуды, программы здравоохранения, подготовки в аккредитованных учебных заведениях.

Президент NBC (15% принадлежит Coca-Cola) Захи Хури считает, что в результате бойкота местные теряют возможность работать в западных фирмах: "Я еще не встречал американца, способного управлять какой-либо из сфер деятельности Coke в арабских странах. И я не вижу причины, по которой когда-нибудь компанией Coca-Cola не сможет руководить палестинец, если он будет для этого достаточно хорош". Хури симпатизирует мусульманам, которых возмущает политика покровительства США Израилю, но он считает, что западный бизнес тут ни при чем. "Я не отождествляю политику администрации США с политикой американских корпораций. Чем больше мир зависит от транснациональных корпораций, тем лучше. Они способствуют развитию конкуренции, устанавливают стандарты и учат нас дисциплине и обязательности".

Глава компании Al Ahram Ахмед Зайят отстаивал в Верховном суде Египта право предлагать своим сотрудникам акции: "Арабы должны не прогонять западные фирмы, а перенимать у них передовой опыт и учиться творческому подходу. Если мы хотим работать по всему миру, нам нужны их мускулы".

В Египте P&G потратила $97 млн на развитие социальной сферы на заводах и на реализацию муниципальных проектов: строительство школ, финансирование санитарного просвещения - и даже оплатила паломничество мусульман в Мекку. Coca-Cola - второй по величине инвестор в Ливане и Палестине. Представитель Coca-Cola на Ближнем Востоке Стивен Лерой говорит, что их компания отложила мероприятия по набору персонала и капиталовложениям, так как бойкот подорвал доверие. Не очень приятный факт для региона, где при среднем уровне безработицы в 20% каждое рабочее место на счету.

по информации The Economist

Источник: Русский Фокус