15.11.2002
Лучшая вода не продается. Экспертиза бутилированной воды дала поразительные результаты

Специалисты НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина провели экспертизу бутилированной воды отечественного производства и пришли к весьма неожиданным результатам: лучшие по всем показателям марки питьевой воды практически отсутствуют в продаже.

Сегодня воду в бутылках, по подсчетам экспертов НИИ им. Сысина, покупают около 30% москвичей, причем эта цифра неуклонно растет. Но в России рынок бутилированной питьевой воды пока невелик — его оборот составляет 200 млн руб. в год, при этом доля импортной воды невысока. "Потребитель ориентируется на показатель цена-качество. Он видит, что российская вода по вкусу и качеству не уступает импортной, но стоит при этом в два-три раза дешевле. И, естественно, покупает ее", — пояснил "ДХ" коммерческий директор ООО "Шишкин лес" Давид Мнацакян. Минимальная цена Vittel 1,5 литра — 59,4 руб.; Evian 1,5 литра — 50 руб., в то время как максимальная цена "Сенежской" этого же объема — 13 руб., "Новотерской" — 19,5 руб. Еще пять лет назад бутилированную воду можно было купить только в редких супермаркетах, и за цену, казавшуюся невероятной для подобного продукта. С появлением отечественных производителей цены на бутилированные воды упали, и теперь пятилитровая емкость вполне доступна за 20 с небольшим рублей. 70% москвичей по-прежнему используют для питья водопроводную воду. "К 40 годам у среднего россиянина из-за нехватки витаминов и микроэлементов уже около шести удаленных зубов, — говорит академик Юрий Рахманин, директор НИИ им. А.Н. Сысина РАМН. — Нехватка фтора поражает в первую очередь зубы, а потом и костные ткани. Из-за проблем с зубами сразу же страдает система пищеварения. Почему в нашей стране не фторируется вода? Говорят, что в крупных городах это нереально. Ложь. В четырех из пяти крупных американских городов вода фторируется. Подсчитано, что за фторирование воды американский налогоплательщик платит 1,2 долл. в год, а в крупных городах и вовсе 20 центов. Вы бы согласились платить от 6,5 до 38 руб. в год за право получать фторированную воду? Скорее всего, да".

Пока этого не произошло, приходится рассчитывать на бутилированную воду, которую можно насытить всеми необходимыми микроэлементами. Исследования Института питания РАМН говорят о том, что 40% россиян живут в условиях дефицита кальция, 65% — в условиях дефицита йода и 80-100% — в условиях дефицита селена. Все эти элементы можно восполнять, обогащая ими бутилированную воду.

Новые санитарные правила и нормы к питьевой воде (СанПиН, вступили в действие с 1 июля 2002 г.) делят бутилированные воды на две категории — первую и высшую. Специалисты НИИ им. Сысина провели в соответствии с новыми СанПиН экспертизу 13 бутилированных вод, представленных на российском рынке: "Шишкин лес", Welwater, "Святой источник", "Кристалин", "Аква минерале", "Домбай", "Троица", "Московия", "Ваше здоровье", "Кристальная", Volvic, Evian и "Живая вода". Первый критерий — органолептические свойства (прозрачность, отсутствие запахов и цветности). Его выдержали все, так же как проверку на радиационную и эпидемиологическую безопасность. Однако анализ химического состава показал, что "Кристалин" содержит частицы металлов, в "Аква минерале", Welwater и "Святом источнике" обнаружились следы хлороформа. Важный новый критерий для российского потребителя — физиологическая полноценность воды (жесткость, щелочность, количество кальция, магния и фтора). На Западе развита система употребления пищевых добавок, обогащенных витаминами и микроэлементами, и добавлять их в воду необязательно. Нам же обогащенная бутилированная вода может серьезно помочь в укреплении иммунитета. Но марок воды, соответствующих этому критерию, у нас оказалось совсем немного. По жесткости не прошли "Домбай" и Volvic, по щелочности — "Кристалин", по содержанию кальция — "Аква минерале" и "Домбай". Нехватка фтора обнаружилась в десяти водах из 13. Проверку по всем показателям выдержали только три марки воды: "Ваше здоровье" (ООО "Штиль", г. Чехов), "Троица" (ОАО "Зеленоградский источник") и самарская "Кристальная". Только они соответствуют новым нормам по высшей категории качества. Но именно эти марки практически неизвестны широкому потребителю.

По данным ACNielsen, минеральные воды делят места в супермаркетах следующим образом: "Шишкин лес" на 1-м месте (12,14% рынка по товарному объему), "Аква минерале" — 2-е и 3-е места (5,25%), "Святой источник" (4,4%), "Черноголовская" (3,59%), "Бон аква блю" (2,84%), "Боржоми" (2,5%), "Кристалин" (1,82%). Среди этих марок нет места новым производителям. "Торговые площади распроданы. Новый производитель приходит и говорит, что хочет продавать свою воду, а менеджер отвечает: я уже работаю с известным производителем, зачем мне связываться еще с кем-то", — признал Давид Мнацакян.

"Сегодня на рынке царят несколько марок бутилированной воды — те, чьи производители способны основательно потратиться на рекламу, — рассказал "ДХ" гендиректор ОАО "Зеленоградский источник" Роберт Мкртчян. — Оптовики работают с раскрученными брэндами, поэтому мы не можем пробиться на рынок. Кроме того, объемы производства у нас пока небольшие, кредитов от государства нет. Магазины работают с отсрочкой платежа, а собственных оборотных средств не хватает". Сейчас "Зеленоградский источник" решил попробовать работать с сетевыми магазинами "Метро" и "Рамстор". Ради этого сотрудничества производители готовы даже понести транспортные расходы.

"Все воды, представленные сегодня на рынке, безопасны, — считает профессор Сергей Хотимченко, завотделом гигиены питания НИИ питания РАМН. — Но здесь имеет место недобросовестная реклама: нельзя называть водой высшего качества ту, которая не соответствует этому званию по одному-двум, а то и нескольким показателям".

Источник: Деловая хроника