18.11.2002
"Балтика" подвела своих хозяев. У владельцев компании появились проблемы на фондовом рынке

Акции Scottish&Newcastle (S&N) в ноябре упали до рекордно низкого уровня в 2002 году. Причиной этому стало падение продаж пивоваренной компании "Балтика", наполовину принадлежащей S&N. Западные аналитики разуверились в блестящих возможностях российского пивного рынка. На деле это означает сокращение инвестиционного потока и стагнацию отечественной пивоваренной промышленности.

"Балтика" на 50% принадлежит финской группе Hartwall, которую S&N купила в этом году за 1,2 млрд фунтов. Брайан Стюарт (Brian Stewart), председатель S&N, еще недавно прогнозировал, что спрос на российском рынке будет динамично перемещаться в сторону "мягких" напитков, благодаря чему, по его мнению, рост пивного сектора будет измеряться в этом году двузначными цифрами. Прогноз не подтвердился. На прошлой неделе Credit Swiss First Boston сократил прогноз роста российского пивного рынка с 10 до 5% и одновременно снизил целевую цену S&N с 520 до 480 фунтов за акцию. Усугубило положение то, что Hartwall задержала отчет за III квартал 2002 года. Все это в сумме и сказалось на курсе акций S&N, которые рухнули до рекордно низкого уровня в этом году — 484,5 фунта.

Падение котировок S&N — только первая ласточка для иностранных инвесторов. Положение на российском рынке никого сейчас не может обрадовать. Пивовары впервые за несколько лет столкнулись с перепроизводством. В сентябре выпуск пива, по данным Госкомстата, сократился почти на 5%. Производители просто переоценили свои силы: все I полугодие 2002 года они наращивали выпуск продукции быстрее, чем росло потребление.

Показательно, что падение происходит в основном за счет крупных компаний. По данным UFG, доля "Балтики" в сентябре снизилась с 22,5 до 21,9%. Из-за ухудшения рыночной конъюнктуры компания вынуждена оставить в бюджете на 2003 год $150 млн инвестиций в развитие вместо запланированных $200 млн. Проекты строительства новых заводов "Балтики" сейчас замораживаются.

По подсчетам ИГ "Атон", снижение рентабельности на фоне ухудшения условий коммерческой деятельности демонстрируют и показатели Sun Interbrew за третий квартал. Общий объем реализации пива компании вырос всего на 3,4%, да и то в основном благодаря росту на Украине. Объем производства в России остался практически на прежнем уровне. Показатель EBITDA в третьем квартале снизился на 14%.

Пивовары опасаются, что 2003 год может стать для них еще более проблемным. По прогнозам Андрея Стерлина, генерального директора маркетингового агентства Бизнес-Аналитика, потребление пива в следующем году вырастет не более чем на 7-8% и наращивать производство авральными темпами, как это было еще недавно, сейчас не имеет смысла. С другой стороны, рынок все-таки развивается и аналитики опасаются, что через несколько лет существующих мощностей промышленности может и не хватить.

"В этом году все компании закладывали в бюджет 10-процентный рост, но ожидали 20-процентного. Этого не получилось. Теперь рынок вообще будет расти замедленными темпами", — объясняет Алексей Кривошапко, аналитик по потребрынку компании UFG. По его мнению, такое положение дел на рынке отражает естественную цикличность бизнеса. Правда, Кривошапко не отрицает, что основные вложения идут в бурно развивающийся бизнес, а в период стагнации объем инвестиций уменьшается. Особенно осторожными в этом случае бывают иностранцы. А именно они являются основными донорами для российской пивной промышленности

по информации Финансовые известия

Источник: Рынок продуктов питания