20.11.2002
У "Айрн-Брю" появилась русская сестра по имени "Хаба-Хаба"

В Москве начались продажи лимонада "Хаба-Хаба", цветом, вкусом и этикеткой весьма похожего на напиток "Айрн-Брю" производства Pepsi Bottling Group. "Хабу-Хабу" выпускает компания "Ревьера-С", до недавнего времени выступавшая российским боттлером "Айрн-Брю".
Торговая марка Irn-Bru ( "Айрн-Брю") принадлежит шотландской компании A.G.Barr. В России напиток начал разливаться осенью 1998 г. Несмотря на то что Irn-Bru появился в магазинах в разгар финансового кризиса, его старт оказался успешным. Права на разлив лимонада шотландцы предоставили российской компании "КЛП - Софт Дринкс", которая вложила в продвижение нового напитка (в том числе в создание роликов с симпатичными страусами, пингвинами и слоганом "Хаба-Хаба") баснословную по тем временам сумму $1,5 млн. В середине прошлого года "КЛП - Софт Дринкс" прекратила работу и боттлером Irn-Bru стала компания "Ревьера-С".

В январе нынешнего года A.G.Barr отобрала права российского боттлера Irn-Bru у "Ревьеры-С" и передала их Pepsi. Как утверждают в A.G.Barr, на принятие этого решения повлияли несопоставимо большие возможности Pepsi в области производства и дистрибьюции по сравнению с небольшой российской компанией. Через несколько месяцев "Ривьера" выпустила на региональные рынки лимонад "Хаба-Хаба". Как сообщил "Ведомостям" генеральный директор "Ревьеры-С" Тигран Гюльбекян, ежемесячно компания выпускает около 700 000 л "Хабы-Хабы" (Irn-Bru "КЛП - Софт Дринкс" выпускал в три раза больше, нынешние показатели производства этого напитка в Pepsi не называют).

По словам Гюльбекяна, сейчас "Хаба-Хаба", цены на которую его компания держит на 7 - 10% ниже Irn-Bru, пользуется неплохим спросом в таких разных городах, как Сочи, Сургут и Санкт-Петербург. В этом месяце "Хаба-Хаба" появилась в московской торговле, а в декабре, по словам директора "Ревьеры", начнутся продажа и рекламные акции в "Рамсторе". Как утверждает Гюльбекян, его компания располагает зарегистрированными в "Роспатенте" правами на товарный знак "Хаба-Хаба". "Если бы у A.G.Barr были какие-либо обоснованные претензии, они бы могли оспорить регистрацию "Хабы-Хабы" в суде", - говорит Гюльбекян. По словам представителя A.G.Barr, попросившего не упоминать его имени в печати, шотландская компания "расстроена" фактом использования марки "Хаба-Хаба" фирмой, не имеющей сейчас отношения к A.G.Barr. Но обращаться в судебные инстанции и оспаривать использование марки "Хаба-Хаба" A.G.Barr не будет "из-за слабого российского законодательства", говорит представитель фирмы. Нынешний российский боттлер Irn-Bru на действия "Ревьеры" реагирует спокойно. "Наличие товаров-имитаторов нас не беспокоит, так как подобные проекты, как показывает практика, недолговечны и не имеют потенциала", - заявил "Ведомостям" вице-президент российского подразделения Pepsi-Cola по маркетингу Алексей Мехоношин.

Эксперт по патентному праву Вадим Усков полагает, что благодаря характерному оранжевому цвету напитка, оранжево-синей этикетке и названию, которое прочно ассоциируется у большинства потребителей со старой рекламой Irn-Bru, напиток "Хаба-Хаба" может быть признан имитацией Irn-Bru. Но доказать неправомерность использования элементов брэнда, как в большинстве случаев, когда копируется реклама конкурента, будет "очень проблематично", говорит Усков.

ЗА РУБЕЖОМ: В 1999 г. снятые агентством "РАВИ - Видео Интернешнл" ролики Irn-Bru со слоганом "Хаба-Хаба" получили серебро на престижном фестивале рекламы в словенском Портороже. В середине 2000 г. ролики Irn-Bru начали демонстрировать в Испании. Этот заказ россияне получили, одержав победу над британским агентством The leith. Фокус-группы из 300 испанцев предпочли российский ролик: 59% опрошенных поняли, что рекламируется газированный напиток (у конкурента - только 17% ), "фактор развлекательности" рекламы отметили 76% (у конкурента - 61% ) , и 71% после просмотра русского ролика заявили о своем желании попробовать напиток (у конкурента этот показатель составил лишь 57% ). Интересно, что существенную помощь "РАВИ" оказали русские туристы в Испании. "Когда мы услышали, как они кричат "Хаба-хаба" и покупают этот напиток, мы решили, что было бы здорово обратиться к тем, кто продвигал этот брэнд", - говорит Дэвид Крейг, президент компании King's Food, испанского боттлера Irn-Bru.

Источник: Ведомости