22.11.2002

19 ноября 2002 года в здании Правительства Москвы прошла Вторая Международная конференция "Транспарентность российского бизнеса: производство, торговля, финансы".



Организаторами конференции выступили Российское отделение Международной ассоциации бизнес-коммуникаций (IABC), Коммуникационное агентство "Деловая Лига", ММБА, Комитет ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, Европейский Деловой Клуб.
В качестве ведущего конференции выступил Виталий Расницын, президент Российского отделения IABC. Открывая заседание, Расницын заявил: "Российская экономика динамично развивается, и в связи с этим перед отечественными предприятиями возникают новые задачи, среди которых одной из ключевых является транспарентность, открытость деятельности российского бизнеса. Актуальность темы подтверждена нашим опытом: в прошлом году мы проводили конференцию, посвященную вопросам транспарентности финансовых институтов, и это событие вызвало значительный интерес у профессионалов и получило широкое освещение в СМИ."

В рамках конференции выступили: Л. Меламед, первый заместитель генерального директора Страховой компании "РОСНО", А. Плешаков, заместитель председателя ФКЦБ России, М. Дмитриев, первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ, А.И. Борисов, генеральный директор ММБА, вице-президент Российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаций (IABC), В. Запевалов, директор по внешним связям с общественностью ОАО "Седьмой континент", а также другие экономисты и бизнесмены.

Международный статус конференции подтверждает высокий интерес, проявленный к мероприятию со стороны иностранных компаний, действующих в России, таких как "British American Tobaccо - Россия", Европейский Деловой Клуб, Международная профессиональная ассоциация АССА в России. Для развития российской экономики и привлечения инвестиций в бизнес одним из необходимых условий деятельности отечественных компании является их транспарентность. Некоторые компании уже обнародовали свою финансовую отчетность, однако таких предприятий подавляющее меньшинство. По данным Госкомстата, четверть малого бизнеса в России находится в теневом секторе экономики. В такой ситуации говорить о большом притоке инвестиций пока не приходится.

По мнению Леонида Меламеда, для любого инвестора важны три вещи: наличие беспристрастного аудитора, независимого оценщика и авторитетного страховщика. Доверия же у населения к последнему очень мало. Для того чтобы страховой рынок заработал, необходимо изменить несколько вещей: перейти к международным стандартам финансовой отчетности (МФСО), повысить требования к прозрачности активов и резервов страховых компаний и ограничить возможности операций офшорных перестраховочных компаний. С тем, что необходимым условием развития финансового рынка является информационная открытость, согласился и Александр Плешаков. По его словам, транспарентность рынка важна именно сейчас, так как за последний год стало ясно, к каким трагическим событиям могут привести недостоверные отчеты и приписки менеджеров крупных компаний, таких, как Enron, WorldCom, Arthur Andersen.

Большой интерес у представителей СМИ вызвало выступление Михаила Дмитриева. Он заявил, что в ближайшее время в правительство будет внесен законопроект "О государственных муниципальных некоммерческих организациях". По его словам, закон призван переломить ситуацию в сфере оказания социально значимых услуг. В настоящее время в этой сфере государственные учреждения находятся в привилегированном положении по сравнению с негосударственными. Законопроект затронет, прежде всего, предприятия здравоохранения, образования и культуры. Главное, подчеркнул М. Дмитриев, чтобы финансирование конкретных услуг происходило по факту их оказания.

А.И. Борисов в своем докладе предложил проект Кодекса корпоративного поведения "10 принципов этики российского бизнеса" в качестве альтернативы "Хартии деловой и корпоративной этики" РСПП. Идея кодекса не нова: при создании документа рабочая группа ММБА опиралась на уже существующие кодексы, используемые крупнейшими международными корпорациями, входящими в ММБА, такими, как Procter& Gamble, Pepsico, Siemens и тд.

В. Запевалов в своем выступлении говорил об актуальности становления транспарентного бизнеса в России на примере развития российской сетевой торговли, а именно супермаркетов сети "Седьмой Континент".

Подробная программа конференции на сайте Российского отделения IABC: www.iabc.org.ru