26.11.2002

Гамбургер на скамье подсудимых



НЬЮ-ЙОРК - Американская пищевая индустрия может стать следующей мишенью борцов за здоровый образ жизни после табачных компаний. Впервые иск против сети McDonald's дошел до суда: "потерпевшие" считают, что фаст-фуд стал причиной их ожирения.
Иск против крупнейшей сети фаст-фуд подан от имени восьми подростков, страдающих от лишнего веса, регулярно питавшихся в McDonald's. Появление подобного иска было вполне ожидаемо, с тех пор как министр здравоохранения США предупредил, что 61% американского населения страдает от избыточного веса. Заболевания, связанные с ожирением (сердечно-сосудистые, диабет и др. ) , ежегодно приводят к кончине 300 000 американцев.

Первый подобный иск появился в июле этого года: Сизар Барбер из Бронкса, набрав 122 кг, счел, что виноваты в этом McDonald's и еще три сети фаст-фуд. Интересы Барбера и истцов-подростков представляет адвокат Сэмюэл Хирш. Он доказывает, что McDonald's дезориентировала потребителей, убеждая их в достоинствах своих блюд. Национальная ассоциация ресторанов США пристально следит за ходом разбирательства. "Мы настаиваем, что подобные иски бессмысленны и необоснованны", - заявил ее гендиректор Стивен Андерсон.

Многие юристы уверены, что иск по поводу ожирения выиграть нельзя. Однако беспокойство у пищевиков должно вызвать участие в деле юриста Джона Бэнцхафа, профессора Школы права при Университете Джорджа Вашингтона: он выступает на стороне истцов в качестве консультанта. Именно Бэнцхаф оказывал подобные услуги при подготовке первых исков против табачных компаний.

Если истцам удастся переломить скептическое отношение к своим претензиям, возможно, последствия затронут и поставщиков закусочных. Джен Грабовски, представитель Ассоциации производителей продуктов питания считает: "Опасность в том, что человек, явившийся в суд, может встретиться с судьями, которые питают неприязнь к крупному бизнесу или пищевой индустрии, и вызовет у них сочувствие".

Адвокат McDonald's Брэдли Лерман убежден, что иск по поводу ожирения призывает суд забыть здравый смысл. Сеть, торгующая гамбургерами, не обязана была предупреждать покупателей о жирности и калорийности таких общеизвестных продуктов, как гамбургеры, чизбургеры, биг-маки и картофель фри. McDonald's никогда не утверждала, что есть ее блюда - "то же самое, что питаться салатом из шпината", доказывает адвокат.

Источник: Ведомости