26.11.2002

Розничный бум: на грани фола. Девелоперы организуют новогодний базар



Торговые центры в Москве и Санкт-Петербурге продолжают плодиться с невероятной скоростью. Однако эксперты утверждают, что не все они достаточно верно спланированы и профессионально управляются. По крайней мере, в Москве части торгового новостроя аналитики предсказывают невостребованность: темпы развития торговых сетей отстают от темпов строительства.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - В Северной Пальмире один за другим открываются новые торговые объекты. Это типичное для предновогоднего сезона явление приобрело нынешней осенью невиданный масштаб. За два последних месяца введено около 60 000 кв. м новых торговых площадей европейского стандарта. Цифра более чем внушительная, если учесть, что в конце прошлого года современных торговых площадей в Петербурге насчитывалось всего 120 000 кв. м.

В октябре в Петербурге заработал первый супермаркет "Перекресток". Московская сеть арендовала 3000 кв. м в бывшем универсаме "Шуваловский" на пр. Просвещения (северная окраина города). Кроме торгового зала (1500 кв. м) здесь разместились мини-пекарня и цех по производству полуфабрикатов. Планируемый товарооборот магазина - $1,5 млн в месяц, в его запуск вложено $2 млн. На открытии председатель совета директоров торгового дома "Перекресток" Лев Хасис заявил, что сеть намерена инвестировать в Петербург $50 млн, чтобы в течение трех лет запустить в городе с десяток объектов, включая один-два гипермаркета.

Не менее масштабные планы у местной компании "ЛЕНТА cash & carry", которая в ноябре открыла на Пулковском шоссе (на границе городской черты) свой третий, и пока самый крупный гипермаркет общей площадью 12 300 кв. м (торговая площадь - около 9000 кв. м). Складские площади фактически отсутствуют. Кроме продуктов в ассортименте "ЛЕНТЫ" имеются бытовая электроника и другие товары для дома. Строительство магазина обошлось в $9,5 млн (без стоимости земельного участка в 2,3 га, приобретенного у города на торгах примерно за $1 млн).

Товарооборот "ЛЕНТА cash & carry" за 2002 г. , по прогнозу, составит $110 млн. Генеральный директор компании Олег Жеребцов намерен ежегодно открывать по два магазина. В сентябре инвесторы начали строить двухэтажный гипермаркет с подземной парковкой на углу Выборгского шоссе и проспекта Луначарского, а до конца года должны стартовать работы на Таллинском шоссе.

Петербургская сеть "Максидом" - один из лидеров городского рынка товаров для домашнего обихода, строительных и отделочных материалов - также реализовала этой осенью третий, и самый масштабный проект. 18 ноября заработал магазин площадью 13 000 кв. м на углу Ленинского проспекта и проспекта Стачек (Кировский район). Объем инвестиций в его строительство составил $15 млн. Новый универмаг схож с уже работающими магазинами на Гражданском и Московском проспектах.

1 декабря в Кировском районе появится конкурент "Максидома" - торговый центр "Желтый угол". Два административных корпуса завода "Красный химик", расположенных на пр. Маршала Говорова, превратились в торгово-офисный комплекс. Управляет проектом компания "Бестъ". Инвестиции в реконструкцию пятиэтажного здания (8000 кв. м) составили примерно $400 за 1 кв. м. Модули от 50 до 1000 кв. м предлагаются по $20 - 30 за 1 кв. м в месяц. 70% площадей уже разобрано. Управляющий комплексом Антон Грошев не опасается соседства с "Максидомом". "Мы работаем в ином торговом формате, а наши арендаторы - в основном предприятия малого бизнеса", - комментирует он.

В начале декабря рядом со ст. м. "Академическая" заработает еще один центр товаров для интерьера под названием "Грэйт". Он - составная часть крупного комплекса, который строит здесь компания "Адамант", самый известный инвестор на рынке торговых площадей в Петербурге ( "Адамант" уже владеет пятью торгово-развлекательными центрами в разных районах города). Общая площадь комплекса на "Академической" превысит 50 000 кв. м. В эксплуатацию он сдается очередями. Под "Грэйт" отведен четырехэтажный корпус общей площадью 16 000 кв. м (на торговые залы приходится 10 000 кв. м). В декабре откроются две трети интерьерного салона, в начале 2003 г. будут запущены его остальные площади. Основным "якорем" "Грэйта" стал дискаунтер бытовой электроники "Эльдорадо", который арендовал здесь около 1000 кв. м. Остальные помещения сданы небольшими блоками от 20 до 130 кв. м.

Торговые фирмы, которые размещают магазины в центре Петербурга, пока вынуждены довольствоваться встроенными помещениями в жилых или административных зданиях. Проекты по строительству современных комплексов в исторической части города финишируют только в 2003 г.

Самое крупное событие осени в секторе "стрит-ритейла" - открытие универмага MEXX, который станет первым магазином этой сети в Петербурге и самым крупным в Восточной Европе. Он занимает три этажа (1200 кв. м) в здании на пл. Льва Толстого (Петроградская сторона). Компания "ЭНРОФ", представляющая в России одежду под маркой MEXX, намерена развивать петербургскую сеть, если первый проект окажется успешным.

Спрос на помещения под бутики этой осенью вообще был весьма высок. Например, в строящемся на Невском проспекте комплексе "Гранд Палас", который целиком ориентирован на торговлю дорогими брэндовыми товарами, уже сдано в аренду около 80% помещений по ставкам от $70 до $130 за 1 кв. м в месяц. Общая площадь элитного торгового центра, открывающегося будущей весной, - 20 000 кв. м. Магазины в нем уже арендовали фирмы Escada, "Дикая Орхидея", Cerruti, Trussardi и др.

Самый нестандартный контракт этой осенью заключили управляющие ТЦ "Сенная", который сдается в эксплуатацию в апреле 2003 г. Здесь разместится самый крупный в городе боулинг на 36 дорожек. 4000 кв. м на третьем этаже молла (общая площадь - около 60 000 кв. м) арендовал спортивный центр "Боулинг Сити". Срок действия договора - 25 лет. В дирекции ТЦ уверены, что спортивный комплекс привлечет в молл дополнительных покупателей.

Источник: Ведомости