28.11.2002

Искушение "цифрой". Плюсы и минусы вещательного прогресса



Будущее радио - за цифровым радиовещанием. По крайней мере так утверждали на VI Международном конгрессе НАТ "Прогресс технологий телерадиовещания", который недавно прошел в Москве. В скором времени по новым радиоприемникам, похожим на мини-компьютер, мы сможем не только слушать новости и музыку в любой точке земного шара, но даже смотреть видеоклипы. А через 5-10 лет без цифрового радио невозможно будет себе представить ни один дом, автомобиль или даже самолет. Энтузиазм вполне понятен, однако внедрение новой технологии вызовет целый ряд проблем.

Чем хороша "цифра"

Существуют три различные системы цифрового радиовещания (см. справку), но у них есть одно общее преимущество - радиосигнал передается без помех и качество его значительно выше. Потому цифровое вещание можно вести на частотах в AM-диапазоне, который до последнего времени был непопулярен из-за сравнительно низкого качества звука (его "портят" высокие здания и плохие погодные условия). Особенно это важно для России. FM-диапазон практически не позволяет передавать сигнал на большие расстояния. К тому же на FM-диапазоне с высококачественной передачей звука уже работает множество радиостанций. А вот желающих вещать на AM-частотах практически нет. Благодаря оцифровке качество звука станет сравнимым с СD, а сигнал будет распространяться на большие расстояния.

Цифровой радиоприемник не надо вручную настраивать на нужную волну, достаточно просто ввести с клавиатуры (совсем как на компьютере) название радиостанции. Даже если приемник находится в движущемся автомобиле, он будет автоматически ловить лучшую по звуку частоту для данной программы.

Еще одно преимущество цифрового радио, как сказал корреспонденту "Известий-Медиа" глава отдела распределения программ в СНГ и Восточной Европе Deutsche Welle Яромир Янковски, - возможность существенно сэкономить на производстве программ. Благодаря цифровым технологиям журналист сможет выполнять и творческую, и техническую, и секретарскую работу. Он будет сам выбирать нужные композиции с сервера станции и на своем ноутбуке составлять расписание передач. А трансляция передач удешевится благодаря "упаковке" в один канал до 6 программ одновременно. Вещать тоже станет проще: уже не понадобится помощь радиостанций-партнеров в регионах, выделяющих часть своего эфира на вещание программ DW.

Радио "не для всех"

И наконец, самое главное преимущество - цифровые технологии позволяют запускать несколько радиостанций на одной частоте. А значит - создавать программы, адресованные различным узким группам слушателей. По словам директора технического департамента Европейского вещательного союза Филипа Лавена, за последние несколько лет в Восточной Европе популярность радио выросла именно за счет появления большого числа передач, соответствующих интересам узких целевых групп.

Самое главное при определении формата любой радиостанции - это учет целой группы признаков потенциальной аудитории: ее музыкальные пристрастия, социальное положение, доходы, распорядок дня. Учет совокупности этих параметров может позволить разработать продукт даже для тех, кто в принципе не прочь послушать радио, но до сих пор не нашел для себя ничего подходящего.

Работа на узкосегментированных рынках крайне важна в радиобизнесе и потому, что рекламодателям нужно выходить на конкретный и очень часто узкий сегмент аудитории. Соответственно "нишевые" радиостанции имеют шанс стать более коммерчески успешными, чем те, которые ориентированы "на всех". В этом "цифра" может им помочь.

Дополнительные затраты

Несмотря на впечатляющие возможности новой технологии, с ее внедрением связано немало проблем. Теоретически "цифра" позволяет достигать любой аудитории в любой точке мире, что преподносится как несомненное достоинство. Но так ли необходим глобальный охват? Ведь основной рекламодатель на радиостанции - местный! Транснациональные компании, которые заинтересованы в рекламе на радио в разных странах, можно пересчитать по пальцам. Локальным же рекламодателям совершенно не нужно, чтобы об их предприятиях (например, кинотеатре или супермаркете) узнавал весь мир.

Новости на радио тоже зачастую местного значения. А интересно ли будет слушать, скажем, чувашскую радиостанцию где-нибудь в Зимбабве, и смогут ли там люди понять, что им вещают?

А те, кто является приверженцем "Свободной Европы", BBC или "Голоса Америки", в России прекрасно слушают их и в аналоговом виде. Так что и с содержательной, и с коммерческой точки зрения необходимость безграничного расширения вещания не столь очевидна.

Еще один, не менее значимый вопрос к этой технологии - ее стоимость. Обещают, что радиоприемник одного из цифровых форматов в недалеком будущем мы сможем купить за $20. А приемники другого формата будут стоить дороже аналоговых не более чем на 15%. Но те цифровые радиоприемники, которые продаются сегодня, стоят около 300 евро.

Нельзя забывать и о расходах на переоборудование самих радиостанций. Сторонники новой технологии уверяют, что эти суммы не будут слишком разорительными. Однако для многих российских станций, которым и так непросто выжить на рынке, даже небольшие дополнительные затраты могут оказаться весьма болезненными. В этой связи вопрос о том, ждет ли цифровое радио большое будущее или оно останется всего лишь занятной высокотехнологичной игрушкой, остается открытым.

Справка "Известий-Медиа"

В настоящее время разработаны три системы цифрового радиовещания. Две из них эфирные - DAB (Цифровое аудиовещание) и DRM (Всемирное цифровое радио) и одна спутниковая - WorldSpace. Спутниками последней пользуются радио Bloomberg, CNN, MTV Asia.

В системы DAB входят Sony, Deutsche Telecom, с DRM работают BBC, Deutsche Welle, Vatican Radio. Эти две системы дополняют друг друга: первая "специализируется" на частотах выше 30 MHz, поэтому она хорошо подходит для местного вещания в регионах, а вторая - на частотах ниже 30 MHz, и с ее помощью можно осуществлять транснациональное вещание.

Россия и "цифра"

Поскольку Россия не подписала конвенцию ЕС о трансграничном вещании (видимо, решив "защитить" свои интересы), с распространением цифрового радио выйдет некоторый конфуз. По закону любая иностранная радиостанция, пожелавшая вещать на нашу страну, должна заключить с нами прямой договор на вещание. Получается, что с приходом цифрового радио, то есть с появлением возможности принимать любые станции, с Россией должны будут заключить договор все вещатели мира.

В случае если проблема будет разрешена в пользу цифрового вещания, за российский рынок будут биться одновременно несколько систем цифрового вещания: две системы эфирного наземного вещания, которые идут к нам из Европы, и американская спутниковая система, которая уже начала осваивать рынок Казахстана.

Источник: Известия МЕДИА