28.11.2002

Фабрика "звезд". Как сделать утреннее радиошоу популярным



Александр ВАРИН, президент компании "Авторадио"

Недавно вышла в свет книга американских авторов Алана Бернса и Трэйси Джонсона "Утреннее радио. Пособие по воспитанию звезд". Американская практическая литература - особый, уникальный жанр, порождения которого одновременно и привлекают внимание, и отталкивают. Книги из разряда "7 истин о ...", "10 правил по ..." и "14 шагов к ..." порой в равной степени поучительны и бесполезны. Их авторы подобны Дейлу Карнеги, который приобрел репутацию гуру практической психологии, однако очень непросто найти человека, изменившего свою жизнь благодаря его творениям. Технологичность "Утреннего радио" также могла бы вызвать скептическую ухмылку, не будь одним из авторов книги Алан Бернс, всемирно известный консультант в области маркетинга. В форме по-американски простых и доступных рекомендаций авторы коснулись одной из сложнейших проблем индустрии радио.

Как показало исследование, результаты которого приведены в пособии, по утрам газетам и телевизору люди предпочитают радио. Поэтому, по словам авторов книги, утреннее шоу - самый ответственный проект радиостанции.

Программе нужна "звезда", яркий и талантливый ведущий. И менеджеры радиостанций задаются двумя вопросами: где найти такого специалиста и как построить взаимодействие между ведущим шоу и программным директором. Эти непростые задачи менеджеры станций решают с переменным успехом, основываясь на интуиции и собственном опыте. До сих пор на Западе (о нашей стране не стоит и говорить) не много тренингов, призванных помочь программному директору и ведущему радиошоу наладить эффективный творческий процесс. "Пособие по воспитанию "звезд" призвано восполнить этот пробел.

Бернс и Джонсон утверждают, что лучшая альтернатива бесплодным поискам - воспитание собственной неповторимой "звезды". Они призывают отказаться от старых схем, когда поиски ограничиваются набором людей "с опытом работы". Нас окружают потенциальные шоумены, далекие от радио: актеры местных театров, официанты, все, кто любит и умеет общаться. Многие из них мечтают раскрыть свой потенциал в прямом эфире. Критерием выбора должен быть не опыт, а талант, способность придать шоу неповторимое, уникальное настроение.

В целом рецепт успеха, предложенный авторами книги, можно свести к пяти шагам.

Шаг первый: найдите талантливого человека. Лучше подольше поискать, чем нанимать первого встречного с надеждой, что все "как-нибудь утрясется".

Шаг второй: объясните ему, какие задачи вы ставите перед программой, что требуется от него и какие результаты вас устроят.

Шаг третий: оказывайте ведущему поддержку. С самого начала важно определить критерии, которые помогут оценивать его работу.

Шаг четвертый: стимулируйте творческий подход к работе со стороны ведущего. Не следует его учить, как нужно вести программу.

Шаг пятый: платите ведущему столько, сколько он заслуживает. Дешевле выплачивать достойную зарплату, чем потом подыскивать замену человеку, который принес успех станции.

Авторы предлагают читателю новый взгляд на взаимодействие программного директора с ведущим шоу. Возможно, кому-то эта идея покажется чересчур смелой, но последний - не один из сотрудников станции, а партнер первого. Иначе и быть не должно, считают авторы, в противном случае продуктивность ведущего как творческого работника будет крайне низкой.

Алану Бернсу и Трейси Джонсону удалось разложить сложнейший творческий процесс "по полочкам". В этом существенное преимущество книги. Не случайно она получила самый широкий отклик специалистов не только в США, но и в других странах. Однако российским радийщикам стоит рассматривать труд американских авторов не как учебник "радиожизни", а скорее как источник ценных идей для создания технологии, которая будет работать на российской почве.

Источник: Известия МЕДИА