29.11.2002

Эхо войны на Берегу Слоновой Кости. Взлет цен на какао-бобы выдавит с рынка мелкие компании



Этой осенью цены на какао-бобы на мировом рынке оказались рекордно высокими, в результате чего российские кондитеры были вынуждены существенно поднять отпускные цены на готовую продукцию. Правда, на объемах продаж крупных компаний это почти не сказалось. Пострадали в основном мелкие региональные производители.

За этот год цены на какао-бобы выросли более чем на 50%. В сентябре стоимость тонны шоколадного сырья превысила знаковую для производителей отметку в $2 тыс. — максимальный показатель за последние 15 лет. Беспрецедентный рост цен объясняется сокращением экспорта из Кот-д'Ивуар, на долю которой приходится около 40% мирового производства какао-бобов. Кроме того, в этом году крупные транснациональные корпорации (такие, как Mars, Nestle, Hershey) значительно увеличили объемы закупок.

По мере стабилизации политической обстановки в Кот-д'Ивуар цены на какао-бобы начали постепенно снижаться, но до "нормальных" им еще далеко. Производители уверены, что до прошлогоднего уровня цены в ближайшее время не опустятся. По мнению Павла Черепанова, вице-президента "Красного Октября", сырьевая проблема, являющаяся сейчас самой острой для рынка, сохранится и в следующем году.

В 2001 году российские производители платили за тонну какао-бобов с доставкой $1,3-1,4 тыс. Сейчас сырье стоит уже $2,6 тыс. за тонну. Тем не менее импорт сырья продолжает расти: если в первом полугодии 2001 года общий объем поставок составил 29,5 тыс. тонн, то за аналогичный период этого года — уже 29,7 тыс. тонн. Растущий спрос позволяет компаниям безболезненно повышать цены на конечную продукцию.

По словам Виталия Порядина, генерального директора екатеринбургской фабрики "Конфи", входящей в кондитерское объединение "СладКо", компания с начала ноября увеличила стоимость продукции на 5%. Конфеты под маркой "Коркунов" выросли в цене на 10%, изделия "Красного Октября" — на 20%. По прогнозу агентства "Бизнес-Аналитика", в 2003 году из-за повышения цен на какао-бобы стоимость российского шоколада может вырасти на 10-15%.

Тем временем транснациональные корпорации, работающие на российском рынке, не спешат менять цены.

"В отличие от российских производителей у них есть возможность попросить финансовую помощь у материнских компаний на дотацию производства. И они не упустят возможность увеличить присутствие на нашем рынке", — считает Алексей Кривошапко, аналитик по потребрынку компании UFG.

По данным "Бизнес-Аналитики", отечественные производители сейчас занимают около 30% российского шоколадного рынка. В следующем году их доля может еще больше сократиться. По мнению Кривошапко, компании с узнаваемыми национальными брендами, а также производители шоколада сегмента премиум от повышения цен на како-бобы не пострадают. Зато региональным производителям придется непросто. "Если мы повысим цены на продукцию, то выйдем из низшего ценового сегмента, в котором нам только и осталось место, — сказал "Финансовым Известиям" руководитель одной из провинциальных фабрик. — Кончится это все тем, что наша доля рынка достанется иностранцам".

Источник: Финансовые известия