02.12.2002

Крупнейший российский производитель персональных компьютеров "Формоза" вышел из партнерской программы компании Intel, крупнейшего в мире поставщика микропроцессоров.



"Формозе" показались слишком жесткими правила совместной рекламы c Intel -- Intel Inside. Развод пришелся на руку AMD -- основному конкуренту Intel: "Формоза" стала крупнейшим покупателем чипов AMD в России.

"Никакого разрыва отношений с взаимными обвинениями не было. Все произошло спокойно и по-европейски", -- заявил Ъ технический директор "Формозы" Владимир Шаров. По его словам, несколько месяцев назад Intel отказалась компенсировать "Формозе" расходы на совместную рекламу, и тогда компания убрала из своих рекламных объявлений логотип производителя микропроцессоров. "Достаточно трудно продавать компьютеры, когда в рекламе печатают только последние процессоры -- Pentium 4. А торговать нужно и устаревшими вроде Celeron", -- говорит господин Шаров. Вторая причина выхода "Формозы" из Intel Inside, по словам Владимира Шарова, состоит в слишком формальной системе подсчета расходов на рекламу, применяемой Intel. "Дело в том, что в нашей стране подтвердить факт оплаты рекламы -- нетривиальная задача. А Intel всегда стремится проверять документы", -- говорит он.

Партнерская программа Intel Inside предусматривает возмещение производителям компьютеров на базе процессоров Intel их затрат на рекламу в прессе и в местах продаж. Главное правило Intel Inside (всего в договоре свыше 50 пунктов) гласит, что в рекламе должен быть изображен логотип Intel. "Добровольная программа существует во многих странах уже больше десяти лет, -- говорит Алексей Наволокин, генеральный директор Intel в России, Казахстане, странах Средней Азии и Закавказье. -- В среднем по счетам за рекламу мы выплачиваем порядка 50% расходов наших партнеров. Минимальная планка -- 30%, максимальная, за рекламу новейших процессоров, -- до 85%". Общую стоимость программы Intel Inside в компании не раскрывают, но, по оценке одного из игроков российского компьютерного рынка, она составляет около $30 млн год и распределяется сообразно величине и рекламной активности компаний--производителей ПК.

В "Формозе" опечалены отказом Intel участвовать в совместной рекламе, однако рассчитывают вернуться в лоно Intel Inside. "Мы не собираемся отказываться от процессоров Intel. Это хорошие процессоры. Закупаем мы их у Intel напрямую, но теперь они обходятся несколько дороже, поскольку рекламных компенсаций нет", -- говорит Владимир Шаров. Алексей Наволокин также подтвердил, что Intel ведет активные переговоры с "Формозой".

Крупные игроки на российском компьютерном рынке указывают, что программа Intel Inside не всегда удовлетворяет их стратегическим целям. "При выводе или репозиционировании брэнда достаточно жесткие формулировки, предъявляемые Intel Inside, не позволяют национальному производителю в полной мере достигать поставленных целей", -- говорит гендиректор компании Kraftway Алексей Кудрявцев.

Пока конфликт между Intel и "Формозой" не разрешился, компания постепенно наращивает выпуск компьютеров с конкурирующими процессорами американской компании AMD. "Еще год назад мы производили 15% ПК с процессорами AMD. Сейчас -- около 30%, и эта доля имеет тенденцию к увеличению. AMD открыла представительство в России, сильно улучшилось позиционирование марки", -- говорит Владимир Шаров. Региональный менеджер AMD по продажам в России и СНГ Александр Беленький говорит, что сегодня "Формоза" является их крупнейшим покупателем и надеется на расширение сотрудничества.


Редакция iOne.ru может добавить к этому сюжету еще одну и , похоже, самую главную причину скандала вокруг партнерской программы Intel Inside. Для этого нужно вспомнить о закрытии компьютерного журнала "Софтмаркет" в конце 1998 года, существовашего на деньги другого известного российского производителя ПК "Р и К". А также принять во внимание совсем свежую историю закрытия издательского дома "Фантазия", а вместе с ним и компьютерного журнала "Подводная лодка", принадлежавших "Формозе". И "Р и К", и "Формоза" были активными участниками партнерской программы Intel Inside.

Недаром Владимир Шаров из "Формозы" говорит о том, что подтвердить факт оплаты рекламы в России -- задача нетривиальная. Рекламная политика еженедельника "Софтмаркет", например, строилась на том, что в каждом номере было не менее 7 полос рекламы "Р и К" и дружественных ей компаний, разумеется, с логотипом Intel Inside. При этом официальная стоимость рекламы составляла $7 тыс. за полосу. Таким образом компенсация со стороны Intel набегала порядка $100 тыс. в месяц (из расчета 50%) -- не деньгами, а скидками на процессоры. В результате связка "Р и К" и "Софтмаркет" обеспечивала существование журналу и более эффективный бизнес производителю ПК. Разумеется, ни один здравомыслящий рекламодатель не покупал в "Софтмаркете" рекламу по $7 тыс. за полосу: "посторонним" рекламодателям немедленно предлагалась скидка в 70-80% от базовых расценок. Говорят, Intel разобрался в этих "отмывочных" хитростях -- и журнал стал не нужен "Р и К".

Ссора Intel и "Формозы", по всей видимости, имеет ту же подоплеку: Intel пытается очистить программу Intel Inside от "отмывочных" схем. Действительно, это на руку AMD -- продажи ее процессоров растут. Но ведь ставшие более близкими партнеры могут и эту компанию "раскрутить" на аналогичную Intel Inside программу -- AMD.me, к примеру.

Источник: IONE.RU