03.12.2002

Обозначения, привязанные к географическим названиям чужого государства, могут быть запрещены для использования в названиях продуктов



В скором времени Россия может лишиться и коньяка, и шампанского. Точнее, не самих напитков, а их названий. Госдума приняла на днях в третьем чтении изменения к закону о товарных знаках. Если документ одобрит Совет Федерации, то обозначения, привязанные к географическим названиям чужого государства, с бутылочных этикеток исчезнут. Иными словами, "шампанским" можно будет именовать только продукцию французских виноделов из области Шампань, а "коньяком" — изделия их коллег из одноименной местности. Только так и никак иначе.

Аналогичная ситуация — с хересом, авторское право на который у испанцев, и портвейном, придуманным португальцами. Между тем министр сельского хозяйства Алексей Гордеев на прошлой неделе вел весьма непростые переговоры с французской стороной о продлении договоренностей об использовании на территории нашей страны привычных наименований спиртного. По мнению министра, названия для внутрироссийского использования должны быть сохранены. У французов на сей счет свой взгляд. И надо сказать, что желание России вступить в ВТО играет им на руку. Ведь, к примеру, в соседней Германии шампанское местного производства может называться исключительно Sekt или Schaumwein ("игристое вино"), а коньяк — Weinbrand. Кстати, недавно один германский суд запретил продавать в ФРГ водку, произведенную в Латвии, под маркой "русская".

Вообще торговые марки — это сфера мировой экономики, где наиболее часто ломаются копья. Первым шагом на пути урегулирования споров вокруг названий стала Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 1883 года. Она защищает фирменные наименования и места происхождения товара. И если бы не 1917 год, то, скорее всего, нынешнего спора с Францией вообще не возникло — нашим виноделам пришлось бы сдаться гораздо раньше. Но СССР международные конвенции не очень-то уважал. В наших гастрономах в конце 30-х (это когда "жить стало лучше и веселей") появились и советское шампанское, и даже сыр камамбер.

Возникает вопрос: а сильно ли выиграют виноделы из Коньяка и Шампани, если им удастся лишить наших производителей одноименных брэндов? Ведь цены на их продукцию не идут ни в какое сравнение с народными и доступными "советским шампанским" или дагестанским "коньяком". Более существенно другое: как в случае утверждения закона будут регулироваться права на наши, отечественные марки? Означает ли это, что пиво "Жигулевское" можно будет варить исключительно в Жигулях, а сыр "Костромской" делать только в Костроме? Если это произойдет, иностранцы тоже пострадают. Ведь сливочное масло "Вологда", продающееся сегодня в российских супермаркетах, в действительности производится в Финляндии...

по информации "Итоги"

Источник: Рынок продуктов питания