03.12.2002

Obi определилась. Первые российские гипермаркеты сети откроются будущей осенью



Как стало известно "Ведомостям", первые два магазина немецкой сети гипермаркетов отделочных материалов и товаров для дома Obi откроются в Москве в начале осени следующего года. Российские партнеры Obi подписали соглашение об аренде участков с ООО "ИКЕА Мос", ведущей строительство торговых центров "Мега".
В мире под маркой Obi работают более 450 магазинов, общий оборот которых в прошлом году составил $4 млрд. Контрольный пакет акций Obi принадлежит немецкой торговой группе Tengelmann - одной из крупнейших в Европе. DIY Project Russia принадлежит Игорю Сосину, одному из создателей сети "Старик Хоттабыч". Около года назад Сосин отошел от управления "Хоттабычем" и занялся другими проектами, связанными с непродовольственным ритейлом.

Obi в России будет работать при поддержке российских партнеров - компании DIY Project Russia. Сейчас идет регистрация совместного предприятия под рабочим названием Obi DIY, рассказал "Ведомостям" исполнительный директор СП Михаил Филимонов. По его словам, предприятие создается на паритетной основе, инвестиции в развитие сети также будут делаться сторонами поровну. Филимонов говорит, что в ближайшие семь лет компания планирует открыть несколько десятков магазинов под вывеской Obi в Москве, Подмосковье и регионах. "Точное число магазинов, так же как и сумма инвестиций, сейчас определяется акционерами", - утверждает исполнительный директор СП. Однако можно с точностью говорить о первой очереди проекта: в сентябре-октябре 2003 г. откроются сразу два магазина Obi на территории торговых комплексов "Мега" шведской компании IKEA в Теплом Стане и Химках. Каждый займет площадь около 16 000 кв. м. Ядро гипермаркетов составит торговля отделочными материалами, около 4000 кв. м займут садовые центры, а остальную площадь - прочие товары для дома.

По мнению Олега Войцеховского, управляющего директора российского совета торговых центров, с началом активной работы на российском рынке международных сетей, подобных Obi, российские компании будут вынуждены либо перепозиционироваться, либо уходить в регионы. Западные ритейлоры при выходе на новый рынок могут предложить такие низкие цены, с которыми местным сетям сложно конкурировать, так же как сейчас делает в Москве Auchan, говорит Войцеховский. Правда, он отмечает, что экспансия Obi в Восточную Европу не всегда была удачной: в Риге франчайзинговый гипермаркет сети обанкротились, так как покупатели франшизы Obi не смогли поддержать ассортимент и сервис в магазине на должном уровне.

По мнению Сергея Федорова, президента торговой компании "Нэкс" (сеть магазинов "Старик Хоттабыч") , появление на рынке крупных игроков в любом случае приводит к перераспределению потока клиентов. "Мы внимательно наблюдаем за появлением на рынке западных операторов и, естественно, к этому готовимся. Это прежде всего связано с дальнейшим совершенствованием и развитием нашей сети магазинов", - рассказал Федоров. "Старик Хоттабыч" в 2003 г. планирует открыть магазины сети в шести российских городах и еще два магазина - в Москве. Интересно, что на территории "Меги" в Теплом Стане будут работать и Obi и "Старик Хоттабыч".

ВОЛНОВОЙ РЕМОНТ: По оценкам аналитической группы "Эксперт МА", россияне со средними доходами (от $150 до $1000 на человека в семье) делают ремонт раз в три-четыре года, причем он носит "волновой характер". "Например, сначала делают окна, через какое-то время - ванную, и на каждый этап тратят в среднем несколько сотен долларов", - говорит руководитель группы Игорь Березин.

Источник: Ведомости