04.12.2002

Мак Кака и Ос Лино. Как на свет появляется "новая" интеллектуальная собственность.



Развернутая правительством РФ кампания по защите интеллектуальной собственности совпала с массовой регистрацией патентным ведомством страны товарных знаков из разряда "грех не стащить то, что плохо лежит".
Круг компаний, достигших успехов в этой национальной русской забаве, достаточно узок. Тем не менее в последние недели он стал на одного игрока шире, причем этот агрессивный новичок - московская "Кондитерская фабрика "Волшебница" - уверенно заявил о своих претензиях на лидерство, зарегистрировав на свое имя следующие товарные знаки для кондитерских изделий: "Волшебное наслаждение", "Волшебный принц", "Волшебные купола", "Волшебный зоопарк", "Волшебная нива", "Волшебный сюрприз", "Волшебный вальс" и "Волшебный мишка". Рецепт, как видите, до гениального прост: надо взять известный брэнд, принадлежащий таким гигантам российского кондитерского бизнеса, как "Красный Октябрь", "Россия" (Nestle), "Большевик" (Danone) или Mars, добавить к нему эпитет "волшебный" и - как по взмаху волшебной палочки - на свет появляется "новая" интеллектуальная собственность.

Еще один - на этот раз давно проверенный безошибочный способ зарегистрировать "плохо лежащий" товарный знак - также предельно прост: раскрученный брэнд регистрируется для тех товаров и услуг, для которых его не потрудились зарегистрировать ранее. Та же "Кондитерская фабрика "Волшебница", например, зарегистрировала товарный знак "Причуда" (известный прежде всего как брэнд вафельных тортов, выпускаемых "Большевиком") для чистящих, отбеливающих и косметических средств, фармацевтических, ветеринарных и гигиенических препаратов, а также для рекламы и всевозможных услуг в области рекламы и маркетинга.

От "Волшебницы" не отстают и ветераны прибирания к рукам плохо лежащих знаков - такие, как "Ассоциация делового сотрудничества Ветеранов Афганистана "Мир". Среди наиболее выдающихся последних достижений ассоциации - товарные знаки "Райское наслаждение" (рекламный слоган шоколадных батончиков Bounty, производимых компанией Mars), зарегистрированный в том числе для конфет и иных кондитерских изделий, и "Друг Алёнки" (шоколад "Кузя - друг Алёнки" выпускается фабрикой "Красный Октябрь"), зарегистрированный для всевозможных продуктов питания, включая некоторые кондитерские изделия (в том числе шоколадные напитки). Кроме того, ассоциации "Мир" удалось зарегистрировать товарный знак "Черный консул" для кофе - кофейный брэнд "Консул" принадлежит компании "Куппо".

Впрочем, и сама компания "Куппо" не лыком шита. Пример - регистрация компанией знака "Явка" для табака и курительных принадлежностей. Это ласковое прозвище курильщики давно дали сигаретам "Ява". Сегодня права на знак "Ява" принадлежат компании "БАТ-Ява", входящей в группу British American Tobacco.

Еще один авторитетный представитель бизнеса по захвату брэндов - автотранспортное предприятие "Бытовик" из подмосковной Малаховки. Мужские и женские сорочки Pink, производимые лондонской фирмой Thomas Pink - модный элемент делового костюма жителей крупных городов Великобритании, Ирландии и США. Есть у Pink приверженцы и в России: теперь соответствующий товарный знак для одежды, обуви и головных уборов принадлежит малаховскому "Бытовику".

Московское ООО "Мэриот" известно своими товарными знаками, состоящими из "мультяшного" изображения злобного животного и не менее зверского заморского имени ("Дик Кабан", "Кроко Дил", "Нос Арога", "Жи Раффа", "Ос Лино" и даже "Мак Кака"). Среди новых знаков, зарегистрированных "Мэриотом", примечательны стилизованные тиранозавр "Ти Рекс" и старый козел "Джет Роталл" - своей похожестью на названия популярных рок-групп семидесятых T Rex и Jethro Tull, чьи записи, ставшие классикой рока, успешно продаются и поныне. И еще о мультфильмах. Сетевой мультгероиней Масяней (и другими персонажами мультика Олега Куваева) заинтересовались пираты. Так, знак "Хрюндель" был зарегистрирован для кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков фирмой "Пирс+" из подмосковного поселка Сергиев Посад-14.

Источник: Журнал "Русский Фокус"