05.12.2002

Русский автопром проиграл подержанным иномаркам



В этом году россияне потратили на покупку подержанных иномарок больше денег, чем на приобретение отечественных машин. По мнению аналитиков, ситуация может измениться в пользу российского автопрома, но только к концу следующего года.
Как сообщил на московской международной автомобильной конференции заместитель гендиректора АО "Автосельхозмашхолдинг " (АСМ-Холдинг) Александр Ковригин, за первые девять месяцев нынешнего года в России было продано 712 000 новых российских автомобилей на общую сумму около $3 млрд, при этом подержанных иномарок было продано почти 353 000 на общую сумму около $3,2 млрд.

Объем продаж подержанных иномарок в денежном выражении превысил объем продаж российских машин впервые после кризиса 1998 г. По данным Объединенной финансовой группы (ОФГ) , за весь прошлый год в России было продано 352 000 подержанных иномарок (около $3 млрд) и примерно 900 000 новых отечественных автомобилей (примерно $3,6 млрд). Похожее соотношение приводит "Тройка Диалог ": по оценкам этой компании, объем прошлогодних продаж подержанных импортных автомобилей составил $3,65 млрд, а новых отечественных машин - $4,09 млрд.

"Это еще не вечер. До конца года [отрыв подержанных иномарок от отечественных машин] вырастет еще", - заявил "Ведомостям" Александр Ковригин, заместитель гендиректора "АСМ-Холдинга".

Большинство опрошенных "Ведомостями" аналитиков и участников рынка объясняют это явление значительным ростом ввоза иномарок в преддверии состоявшегося 4 октября увеличения пошлин на машины старше семи лет. "Полгода в России мусолили вопрос о повышении пошлин на ввоз подержанных иномарок. В итоге населению, которому трубили про заградительные пошлины, надоело ждать. Люди начали покупать иномарки, пока они не подорожали", - говорит начальник управления региональных поставок "АвтоВАЗа" по Москве Николай Расков. По его словам, спрос на машины Волжского автозавода в этом году "просел" примерно в то время, когда начался ажиотажный спрос на старые импортные машины. С Расковым согласен и Александр Ковригин. "Год целый говорили, что сменят пошлины, и их не меняли. Люди взяли кредиты и везли машины, потому что понимали, что они на этом заработают. Надо было либо вводить пошлины, либо не говорить об этих вещах", - заявил он "Ведомостям". А вот аналитик "Тройки Диалог " Андрей Кормилицын считает более важным не ажиотаж в связи с повышением пошлин, а фактор отложенного спроса. "Во второй половине 90-х импорт иномарок серьезно упал, - говорит аналитик. - После 98 г. уже ввезенные иномарки продавались плохо: люди не готовы были тратить деньги на их ремонт. А сейчас потребительские доходы фактически достигли докризисного уровня".

С несколько иной точки зрения оценивает ситуацию пресс-секретарь холдинга "РусПромАвто" (владелец автозавода ГАЗ) Владимир Торин: он сетует на недостаток у российских граждан патриотизма. "До сих пор многие люди не хотят приобретать отечественное, несмотря на то что, по данным и ГИБДД, и Минпромнауки, многие наши новые машины гораздо лучше старых иномарок", - заявил он.

У участников рынка и аналитиков нет единого мнения по поводу дальнейшего развития ситуации на рынке автомобилей. Николай Расков уверен, что всплеск интереса к иномаркам - разовый эффект: "Такого больше не будет: все старые машины нам уже сплавили". По словам Раскова, спрос на продукцию "АвтоВАЗа" сейчас опять оживился, и по крайней мере в Москве и Подмосковье объем продаж вазовских моделей превышает продажи подержанных иномарок. "Нашим заводам сложно будет", - возражает ему Ковригин. Замгендиректора "АСМ-Холдинга" полагает, что теперь развитие ситуации на рынке будет в немалой степени определяться ввозом автомобилей в возрасте от трех до шести лет.

Елена Сахнова, аналитик Объединенной финансовой группы, предрекает российским автозаводам серьезные трудности как минимум до середины следующего года. "Объемы продаж упадут весьма прилично, - говорит она, - но после того, как запасы иномарок будут проданы, начнется восстановление". По оценке Сахновой, до октября около половины ввозимых подержанных иномарок приходилось на машины в возрасте семи лет и старше. "Эта ниша будет примерно на 60% заполнена 5 - 6-летними иномарками, процентов 30 - 40 достанутся отечественным производителям, остальное - сборочным СП", - считает она. Андрей Кормилицын тоже обращает внимание на то, что в импорте иномарок до октября доля "семилеток" составляла примерно 50%. "Часть спроса [из этого сегмента] перейдет к более дорогим 5 - 6-летним машинам, но российские заводы тоже получат свой выигрыш. Не думаю, что люди, покупавшие 8 - 9-летние машины за $4000, будут покупать пятилетние за $7000. Поэтому я думаю, что большая часть спроса перейдет на отечественный автомобиль", - говорит аналитик.

Елена Сахнова считает, что, если и в 2004 г. спрос на российские машины будет падать, автолобби скорее всего снова поднимет вопрос об увеличении пошлин - но уже на 3 - 7-летние машины.

Источник: Ведомости