06.12.2002

5 декабря 2002 года бесплатному рекламному еженедельнику "Экстра М" исполняется 10 лет.



История газеты, ставшей лидером московской рекламной прессы, тесно связана с историей российской рыночной экономики. "Экстра М" стала связующим звеном между стремительно нарождавшимся бизнес-сообществом и не привыкшими к изобилию товаров российскими гражданами.
Прародительницей "Экстры М" оказалась будапештская бесплатная газета "Экстра". Перенести ее на российскую почву предложил в 1992г. студент МГУ Аттила Фюзеши. Парадоксальную, на первый взгляд, идею бесплатно разносить по домам рекламную газету поддержали журналисты-международники Александр Каверзнев, Сергей Иванов и кандидат психологических наук Елена Сироткина. Они и стали учредителями издания нового типа, подобного которому в Москве еще не было.

Начав с восьми полос формата А3, спустя год "Экстра М" увеличила свой объем в 6 раз, а тираж - до 750 тыс. экз. Прибыль газета стала приносить уже с четвертого номера. Разумеется, авторы проекта ожидали отдачи, но не так скоро. С раннего утра у здания редакции выстраивалась очередь: рекламодатели писали номера на руке, чтобы успеть сдать объявления…"Экстра М" тогда идеально отвечала требованиям потребительского рынка", - вспоминает генеральный директор ЗАО "Экстра М Медиа" Александр Каверзнев. - Мы пытались вместить в газету растущий поток рекламы. Но московские типографии не могли печатать газету нужного нам объема."

В 1994-м "Экстра М" перешагнула миллионный рубеж и начала печататься в цвете в Финляндии. В 1995-м - разделилась на "Экстру М Юг" и "Экстру М Север". Открылись газеты-дочки в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Рязани. Тираж с 1996г. остается неизменным: "Экстра М" попадает в три миллиона московских квартир. (Для сравнения - это сопоставимо с потенциальной аудиторией дециметрового телеканала в столице). По данным исследовательской компании TNS/Gallup Media, каждый третий москвич является читателем "Экстры М".

Одним из факторов успеха еженедельника стала собственная служба распространения. "Прежде всего, - вспоминает Елена Сироткина, заместитель генерального директора, - мы взялись за детальное изучение Москвы. Я составляла оптимальные маршруты доставки, выясняла, как попасть буквально в каждый дом". Особенность системы распространения в том, что у "Экстры М" нет громоздких складов: весь тираж за три дня разносит по домам целая армия курьеров.

За десять лет "Экстра М" прошла путь от бесплатной рекламной газеты до многопрофильной издательской компании.
Летом 2001 г. "Экстра М Медиа" запустила еженедельную бесплатную газету "Округа". Она выходит в четырех московских округах тиражом свыше 730 тыс. экз. и рассказывает столичным жителям о том, что происходит по соседству с их домом. Особенно перспективна "Округа" для местного бизнеса, считают в коммерческом отделе газеты. Появились и другие издательские проекты - например, справочники серии "Энциклопедия потребителя", цветной каталог недвижимости "Супермаркет новостроек".

С осени 2002г. свою нишу на рынке деловых СМИ начал завоевывать журнал "Модный Magazin", первое издание компании "Экстра М Медиа" формата B2B. В канун Нового Года под маркой "Экстры М" выходит в свет "Большая Телефонная Книга", наиболее полный среди московских телефонных справочников. Его справочная база впервые дополнена электронными адресами. Справочник имеет интернет- и CD-версию.
Как показывает международный опыт, у бесплатных газет есть огромный потенциал, и "Экстра М" намерена его задействовать.