09.12.2002

Все будет хорошо. Российские предприниматели уступают в оптимизме лишь американцам



Международная аудиторская и консалтинговая фирма Grant Thornton впервые включила Россию в ежегодное исследование, посвященное настроениям предпринимателей. Владельцев малого и среднего бизнеса из 19 стран попросили оценить перспективы своего бизнеса в наступающем году. Оказалось, что по уровню оптимизма российские предприниматели уступают лишь неунывающим американцам. Пожалуй, особенных перспектив наши бизнесмены не видят лишь по одному показателю - экспорту.
Grant Thornton специализируется на консультировании компаний среднего размера. В 624 отделениях компании по всему миру работают почти 22 000 сотрудников. Годовой оборот Grant Thornton - $1,7 млрд.

В общей сложности специалисты Grant Thornton опросили 6058 владельцев компаний малого и среднего размера. Критерии принадлежности к этой категории зависели от страны. Из 255 российских участников опроса большинство (66% ) представляли бизнес с оборотом до 4,9 млн фунтов стерлингов ($7,7 млн). По мнению Елены Коневой, гендиректора "КОМКОН", 255 компаний - это достаточная выборка для подобного исследования.

При оценке экономики своей страны в целом по Европе пессимизм победил. Исследователи отмечают, что полученный показатель самый низкий за последние 11 лет. Еще более негативно настроены бизнесмены в странах Азии. "Даже там, где оптимизм превалирует, политические события, например возможная война с Ираком, и взаимозависимость экономик разных стран ставят под угрозу осуществление оптимистических прогнозов", - говорит управляющий партнер Grant Thornton в России Сергей Аслибекян.

Надежды на светлое будущее наиболее сильны в Австралии. Далее следуют бизнесмены США, которые, кажется, забыли о событиях 11 сентября и крупных скандалах на фондовом рынке: лишь 9% смотрят в будущее с пессимизмом. По степени оптимистичности за американцами следуют владельцы малого и среднего бизнеса России.

Директор по проектам Национального института системных исследований проблем предпринимательства Олег Шестоперов считает, что оптимизм российских предпринимателей вполне обоснован и предсказуем. Он называет это отложенным эффектом роста. "В этом году уровень потребления превысил предкризисный, и предприниматели проецируют рост на следующий год", - говорит Шестоперов. Например, по данным Центра развития, индекс потребительских настроений в мае этого года составил 94,4 пункта, а в том же месяце 1998 г. этот показатель составлял 73,7 пункта.

Опрос бизнесменов относительно перспектив развития их собственного бизнеса по определенным параметрам дает не менее оптимистичную картину в России. В частности, большинство российских предпринимателей (хотя их доля несколько меньше, чем среди американцев и греков) считают, что объем продаж их компании в 2003 г. вырастет. Высоки ожидания россиян и в отношении прибыльности бизнеса (половина опрошенных ожидает улучшения этого показателя) , а также инвестиций в производственные мощности (57%).

По словам Сергея Аслибекяна, малый и средний бизнес в России "не столь зависим от экономик других стран и в основном сосредоточен внутри страны". Что, в частности, объясняет низкие показатели России в отношении экспорта. Девальвация, которая в свое время послужила толчком для экспорта, постепенно сходит на нет, курс рубля по отношению к мировым валютам стабилизировался, говорит Олег Шестоперов.

Однако оптимизма российских бизнесменов не разделяет исполнительный директор Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРа) Андрей Насонов. Он считает, что оснований для этого нет: "Россия может показаться оптимистичной только на фоне Европы и Азии, так как они по определению большие пессимисты, чем мы. При [нынешнем] уровне давления со стороны государства на малый бизнес в России могут выжить только неисправимые оптимисты".



Источник: Ведомости