10.12.2002

Пакт о ненападении. Предлагает алкогольным фабрикантам МАП



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Петербургское теруправление МАП собирается сегодня на специальной пресс-конференции призвать производителей алкоголя добровольно отказаться от рекламы крепкого алкоголя под видом воды или коктейлей. Других способов борьбы с "замещающей" рекламой чиновникам антимонопольного ведомства придумать не удалось.
Закон об обороте этилового спирта запрещает рекламу крепких спиртных напитков вне мест их продажи. В этом году производители все чаще используют для продвижения крепкого алкоголя рекламу воды или слабоалкогольных коктейлей, выпускающихся под единым брэндом. Например, петербургский холдинг "Веда-Система" производит водку и питьевую воду под марками "Вальс-Бостон" и "Матрица", в Москве рекламируются коктейли "Флагман" и Johnie Walker.

По словам начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе петербургского ТУ МАП Наталии Плошкиной, необходимость подобного добровольного шага объясняется тем, что рынок должен найти механизмы саморегулирования и существовать без предписаний МАПа. "Это нужно, чтобы производители алкоголя сами не занимались размещением вводящей в заблуждение потребителей рекламы, когда вода продвигается, а в продаже ее нет", - говорит Плошкина.

Производители считают предложение следствием беспомощности МАПа в борьбе за "рекламу без крепкого алкоголя". И подчеркивают, что ни на одном из их рекламных изображений слово "водка" не встречается, а документы, подтверждающие, что продукт (вода или коктейль) действительно выпускается, они предоставляют по первому требованию.

"Мы продвигаем торговую марку и хотим получить с нее максимум. Вода, водка, шампанское, слабоалкогольные коктейли - неизвестно, что через год-два пойдет лучше", - говорит Михаил Утянский, директор по связям с общественностью холдинга "Веда-Система". "Определенные ограничения на рекламу крепкого алкоголя должны быть, но у потребителей нельзя отнимать право на информацию о торговых марках, которые существуют на рынке", - считает Елена Маковиз, пресс-секретарь компании "Ладога".

Юристы считают, что договор между производителями о регулировании рекламной деятельности в принципе невозможен. "Я лично в это не верю", - говорит директор юридической фирмы "Городисский и партнеры" в Петербурге Виктор Станковский. Он полагает, что производители алкоголя не откажутся от продвижения своего продукта - "по крайней мере, без какой-то единой цели или реальной угрозы".

ТУ МАП надеется на поддержку со стороны рекламного сообщества. "Важно, чтобы нас поддержали рекламисты и Городской центр размещения рекламы (ГЦРР). Первые - не заключая договоров на подобную рекламу, второй - влияя на рекламные агентства", - говорит Наталия Плошкина. Едва ли чиновники нашли верных союзников. Директор ГЦРР Андрей Шмаков считает, что за исполнением закона должен наблюдать МАП, а функция его организации - зарабатывать деньги в городской бюджет. "Определять, нарушается ли закон при рекламе алкоголя, должно антимонопольное ведомство", - уверен он. "Вода или коктейли не противоречат закону "О рекламе", - говорит коммерческий директор агентства "Постер" Николай Черепенников. - Я думал, что такая форма продвижения водочных брэндов и есть компромисс между МАПом и производителями".

Источник: Ведомости