16.12.2002

Итоги года в рознице: времени для стремительного роста осталось крайне мало



В уходящем году российские розничные компании шли по жизни семимильными шагами, стараясь догнать и перегнать конкурентов по количеству магазинов, оборотам и территориальному охвату. Все прекрасно понимают – времени для стремительного роста осталось крайне мало. Конкуренция потихоньку ужесточается и среди своих, местных, а тут еще западные ритейлеры медленно, но верно наступают на пятки. Все это порождает интересные тенденции: ритейлеры более ожесточенно борются за места, внедряются в новые торговые форматы, а также больше внимания уделяют собственному продвижению.

Вообще, российский розничный рынок ежегодно демонстрирует стабильный рост. Если в 2001 году розничный товарооборот России составил порядка $100 млрд, что примерно на 10% больше, чем в 2000 году, то рост за 2002 год, по прогнозам, составит еще 7%. Безусловно, увеличение объемов продаж демонстрируют не только сетевые компании, доля которых в общем розничном обороте страны все еще крайне мала – менее 10%. Повышение платежеспособности населения и, как следствие, потребительского спроса положительно влияет на все торговые предприятия. Если говорить о структуре розничного товарооборота России, то до сих пор еще порядка 50% объемов продаж в денежном выражении принадлежит рынкам (продовольственным и вещевым), около трети принадлежит так называемым ларькам. Остальное делят между собой сети и независимые магазины.

Наступление с западного фронта

Угроза с запада, выражающаяся в начавшемся приходе крупных западных сетей на российский рынок, в этом году обрела еще более реальные очертания. Если в предыдущие годы Россию из западных розничных гигантов почтили своим вниманием только шведская IKEA, немецкая Metro AG и голландская Spar, то в 2002 году сюда пришла французская компания Auchan, построившая под Москвой свой первый гипермаркет, немецкая сеть Obi, специализирующаяся на товарах для дома, которая пока только открыла в столице свой офис, однако уже в следующем году обещает ввести в строй свой первый магазин. В новом году в Москве откроется также первый магазин испанской сети по торговле одеждой Zara. Немецкая компания AVA, начавшая строительство в подмосковных Котельниках торгового центра Marktkauf еще в 2001 году, в 2003 году обещает, наконец-то, ввести его в строй. Серьезно интересуются российским рынком компании, входящие в Metro AG, – Media Markt, специализирующаяся на торговле бытовой электроникой, и сеть супермаркетов Real. Продолжают курсировать в розничной среде упорные слухи о грядущем выходе на российский рынок французских сетей Carrefour и Casino.

В этом году и уже работающие в России иностранные сети даром времени не теряли и расширялись, как могли. Spar в Москве разросся до 4 магазинов. Metro Cash & Carry открыла в столице свой третий магазин и начала строительство двух торговых объектов в Санкт-Петербурге, причем ввести в строй их обещают уже следующей весной. IKEA в декабре откроет в Подмосковье торгово-развлекательный комплекс "Мега", крупнейший в Европе (площадь 180 тыс. кв. м), где разместится уже третья по счету российская IKEA. Компания планирует вскоре начать строительство магазина в Ленинградской области, а также ведет переговоры с администрациями нескольких других российских регионов о возможностях строить там свои гипермаркеты. Помимо IKEA, в "Меге" откроется второй в России Auchan.

Как считают специалисты, сегодняшнее появление в России западных сетевиков – это пока еще цветочки. Ягодки будут впереди, примерно, через 2 – 3 года, когда начнется уже массовая экспансия западных ритейлеров в нашу страну. По крайней мере, согласно данным консалтинговой компании A.T.Kearney, Россия в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для мировых розничных сетей занимает четвертое место после Китая, Словакии и Венгрии. Так что, как говорится, еще не вечер.

Гигантомания

Отечественные ритейлеры, надо признаться, в этом году тоже в грязь лицом не ударили. Фактически все крупные сети констатировали рост своих оборотов в 1,5 – 2 раза по сравнению с 2001 годом. Это касается как продовольственной розницы ("Перекресток", "Седьмой Континент", "Рамстор", "Патэрсон", "Пятерочка", "БИН", "Купец", "Кировский" и т.д.), так и сетей, работающих с товарами сегмента non food ("М.Видео", "Техносила", "Компания "МИР", "Эльдорадо", "Старик Хоттабыч", "Арбат Престиж" и т.д.). В общем-то, двукратное увеличение объемов продаж сетевики демонстрируют уже не первый год, так что ничего принципиально нового не произошло. А вот о чем следует сказать особо, так это о настоящем буме строительства торговых центров, который наблюдался именно в уходящем году. Причем, если ранее торговые центры открывались, в основном, в Москве, то теперь "гигантомания" постепенно охватывает и другие регионы.

По данным компании Stiles&Riabokobylko, в 2002 году в Москве в общей сложности откроются 15 новых торговых центров, из них 8 уже вступили в строй. В следующем году еще 18 торговых комплексов планируются либо к началу строительства, либо к открытию.

Регионы тоже не отстают. В этом году о начале строительства торговых центров и гипермаркетов в Санкт-Петербурге объявили сразу несколько компаний. Так, к примеру, компания "Лента Cash & Carry" сейчас строит свой четвертый гипермаркет cash & carry и обещает открыть его в следующем году. В начале нового года Коммерческий центр "Питер" введет в строй торговый комплекс "Сенная", якорным арендатором в котором выступает сеть "Патэрсон". Общая площадь комплекса составляет 59 тыс. кв. м, стоимость проекта – $30 млн. В более долгосрочной перспективе – открытие "NIC-Невский международный центр", к строительству которого в Петербурге на площади Восстания приступило ЗАО "Знаменская". Этот центр должен вступить в строй в 2005 году. В следующем году, возможно, в северной столице появится первый "Рамстор". По крайней мере, несколько месяцев назад руководство этой сети заявляло о начале реализации проекта строительства 3 торговых центров в Петербурге, один из которых планировалось открыть к 300-летию города.

Не обошла стороной мода на торговые центры и менее крупные города. В Иваново, например, вступила в строй первая очередь центра "Серебряный город", общая площадь которого после окончательного открытия составит 22 тыс. кв. м. В Краснодаре начато строительство торгового центра "Красная Площадь" площадью 100 тыс. кв. м. Этот объект обещают сдать в 2005 году.

Кто на новенького

За последние годы на российском рынке обозначили свое присутствие практически все торговые форматы, присущие розничным предприятиям в западных странах – супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры и т.д. В этом году отечественные ритейлеры взялись активно осваивать также и те немногие оставшиеся форматы, которые ранее не вызывали у них живого интереса.

Так, например, "Седьмой Континент" решил перепрофилировать ряд своих супермаркетов в магазины класса "люкс", начав осваивать, таким образом, новый для себя рынок. Но наиболее перспективной в уходящем году ритейлеры, по всей видимости, посчитали до сих пор пустующую нишу convenient store – "магазинов по соседству". Один за другим сразу несколько компаний заявили о своих планах строительства розничных сетей в этом сегменте. "Седьмой Континент" собирается открывать магазины площадью 500 – 600 кв. м, "Т и К Продукты" будут строить сеть мини-маркетов "Магнолия" (магазины площадью 150 – 300 кв. м), компания "Рамзай" хочет создать сеть из киосков – так называемых, центров оптовых продаж, некоторые из магазинов Spar, открываемые холдингом "Марта", также подпадают под формат convenient store.

Еще одна интересная тенденция – постепенный возврат российских универмагов в свой привычный формат. До недавнего времени универмагам в целях выживания приходилось практически все свои площади сдавать в аренду, трансформируясь, таким образом, в торговые центры. В этом году о переходе на самостоятельную торговлю заявил один из крупнейших московских универмагов "Торговый дом ЦУМ". В начале нового года ЦУМ планирует полностью отказаться от сдачи площадей в аренду. Московский ГУМ также подумывает об увеличении доли собственной торговли, а, кроме того, начал реализацию проекта сети небольших универмагов "Стильный город", работающих именно как универмаги или department store. Два "Стильных города" уже работают в Москве. В следующем году третий универмаг под таким названием откроется в Красноярске.

Выживание

Бурное развитие сетевой торговли в России пока еще не привело к по-настоящему жесткой конкуренции между ведущими игроками рынка. Однако все близится к тому. Иллюстрацией к формированию конкурентной среды можно считать тот факт, что, наконец-то, в этом году сети начали более или менее активно заниматься собственным продвижением. Реклама в СМИ, в "наружке", на транспорте – теперь уже прерогатива не только участников пула "777-777+", буквально до нынешнего года бывших самыми активными рекламодателями из сферы ритейлеров. Большинство остальных крупных сетей также стали уделять серьезное внимание этому вопросу. Наряду с этим розничные компании стараются развивать маркетинговые инструменты, направленных на привлечение потребителя и закрепления его за своим магазином – дисконтные и бонусные программы, издание собственных рекламных буклетов, использование технологий директ-мэйла и т. д.

Итак, сети развиваются, новые игроки прибавляются, начинает появляться конкуренция. Убавляется только одно – свободная недвижимость. И это стало причиной развития еще одной тенденции на розничном рынке – сети потихоньку начинают применять новые технологии "выколачивания" для себя лучших мест. Да, о том, что на рынке не хватает торговых объектов, пригодных для переоборудования под цивилизованные форматы, речь идет уже давно. Также давно говорится о нехватке земельных участков для строительства крупных торговых объектов. И если раньше крупнейшие игроки розничного рынка бросали все силы на борьбу за торговые площади и земельные участки привлекательные, но пока незанятые, то теперь уже ритейлеры не гнушаются выживать своих конкурентов с давно насиженных ими мест. Причем, более других отличился на этом поприще "Седьмой Континент". В числе пострадавших – "Копейка" и "Перекресток". Возможно, вскоре к ним присоединится еще и "Рамстор". Надо полагать, это только начало, и в будущем году битвы гигантов за "рыбные места" станут еще более ожесточенными.

Новости Торговли#12.

Источник: Рынок продуктов питания