23.12.2002

Макаронная лавина поглотила импорт



Ускоренными темпами продолжает расти производство макаронных изделий. По данным Госкомстата России, за десять месяцев выпуск макарон увеличился в сравнении с соответствующим периодом 2001 г. почти на 12%. Вместе с тем в этом сегменте рынка наблюдается противоречивая ситуация: обострение конкуренции приводит к свертыванию производства продукции не только на мелких, но и на средних и крупных предприятиях. Освободившееся на рынке место немедленно занимают те производители, кто предлагает продукцию сопоставимого качества по более низким ценам.

Доля ОАО "Экстра М" на российском рынке макаронной продукции составляет порядка 10%. В 2002 г. компания намеревалась отвоевать у конкурентов более солидную нишу, но сделать это не удалось. Директор по маркетингу ОАО "Экстра М" Игорь Портянский пояснил "Фокусу", что хотя планы компании были более амбициозными, в январе-ноябре произведено продукции столько, сколько за аналогичный период 2001 г. "Ситуация на рынке макаронных изделий меняется так стремительно, что прогнозы могут и не оправдаться, - говорит Игорь Портянский. - Появилось множество компаний, резко обострилась конкуренция, наблюдается безудержный ввод новых производственных мощностей. Наращивание производства приняло лавинообразный характер".

По мнению многих руководителей предприятий, сегодня рынок макарон перенасыщен. Появились новые технологии, производятся принципиально новые виды продукции, по своим потребительским свойствам вполне конкурентоспособные с лучшими зарубежными аналогами. Если совсем недавно среднестатистический российский потребитель ориентировался на импортные изделия, то сегодня он практически полностью переключился на продукцию отечественных производителей.

Жесткая конкуренция на рынке макаронных изделий стала причиной активизации процесса слияния бизнеса. "В ближайшие годы произойдет консолидация макаронной индустрии, - считает Игорь Портянский. - Высокая конкуренция губительна для неэффективных производств. Мелкие и средние компании неизбежно объединятся с более крупными, где производительность труда выше, а издержки производства значительно ниже".

Журнал "РУССКИЙ ФОКУС"

Источник: Рынок продуктов питания