23.12.2002

Наши люди в булочной. Оливье-2003 опять будут покупать на рынках



Новый год для многих не только праздник, но и магазинные хлопоты. За последний год вопросы времени и места перестали быть проблемой: столичному покупателю торговые сети предложили множество супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров (магазины с большими скидками на товары), в которых можно купить весь новогодний набор. Вот только, несмотря на широкое распространение глобального ритейла, рынки, "магазины напротив" и "универсамы через дорогу" не намерены сдавать позиции. Покупатели по привычке все так же идут туда отовариваться, и доли этих торговых точек в розничном обороте по-прежнему высоки.

Для столицы этот год стал настоящим ритейлерским бумом. Не только "старейшины", например, "Седьмой континент", "Рамстор" и "Перекресток", расширяли свои сети, но и "новички", такие, как санкт-петербургские дискаунтеры "Копейка" и "Пятерочка", пополнили розничный рынок Москвы. "Седьмой континент" сейчас насчитывает 29 супермаркетов и универсамов. У "Рамстора" к концу года будет 16 торговых площадок. В активах "Перекрестка" - 37 торговых центров и 8 дискаунтеров.

Торговые сети пресытились супермаркетами и начинают активно развивать торговые площадки новых форматов - гипермаркеты. Так, "Рамстор" запустил 2 гипермаркета. Примечательно, что гипермаркеты "Рамстора" были "торговыми местами", и развлекательную роль играл общепит. Лишь в "Рамстор-Сити" на Ленинградке, открытом в воскресенье, появились развлечения - луна-парк, картинг, боулинг.

Может быть, поэтому ближайшие конкуренты ритейлера - представители "Седьмого континента" - на презентации своего молл-проекта "Мосмарт" говорили о том, что гипермаркеты "Рамстора" не совсем то, что вкладывается в это понятие западными ритейлерами. Согласно западным стандартам гипермаркет должен предлагать своим посетителям не только продовольственные и промышленные товары, но и услуги общепита и развлечений. Первый "правильный" гипермаркет "Мосмарт" откроется в будущем марте.

"Новость" от "Континента" - универсамы "де люкс", которые появились на месте двух старых магазинов компании. Ассортимент в таких универсамах снижен, но зато там много "эксклюзивных" товаров.

Между тем, пока корифеи рынка выясняют, чей гипермаркет больше соответствует формату, на окраинах Москвы возникли торговые центры одного из крупнейших ритейлеров мира - французского Aushan. Первый был открыт в конце августа на Осташковском шоссе, а второй - в середине декабря на пересечении МКАД и Калужского шоссе и включен в построенный шведской IKEA торгово-развлекательный центр "Мега", в котором представлены еще 220 магазинов. Представители столичных торговых сетей утверждают, что появление французов никак не повлияло на их объемы продаж, так как, по их мнению, рынок цивилизованной торговли в Москве далек от насыщения. И все-таки, несмотря на смелые заявления, можно сказать, что столичные ритейлеры немного лукавят. Компании поспешили назвать цены Aushan демпинговыми и, чтобы не потерять потребителей, придумали ответные акции по снижению цен.

Но снижение цен и большое количество торговых центров пока слабо меняют структуру розничной торговли. Прежде всего отличительная особенность моллов, появившихся в столице, заключается в их географии. Aushan "ушел" к МКАД и, чтобы доехать до этой "булочной", такси или собственный автомобиль необходимы. Вслед за французами к границам Москвы перемещаются и другие ритейлеры, которые уже представлены в центре и "спальных районах" столицы.

Как говорят эксперты рынка, обывательское мнение о том, что в новых торговых центрах все дороже, ритейлеры пока не изменили. Оценки потребительских расходов по 25 крупнейшим городам России, сделанные аналитический компанией GFK Market Research, показывают, что товары до сих пор в большей степени покупаются на рынках (в 2001 году - 15,1%, а за 9 месяцев этого года - 15%), в небольших магазинах (21,8% расходов в прошлом году и 21,6% - в этом) и в универсамах (6,9% - в 2001-м и 8,3% - в этом году). Доля расходов на покупки в гипермаркетах составила в прошлом году 0,1%, а в этом - 0,3%, в супермаркетах - 3,8% в 2001 году и 4% - в этом.

Впрочем, другая экспертная компания - "Бизнес-Аналитика" считает, что сдвиги в сторону торговых центров неизбежны. В прошлом году, сказали "Известиям" в компании, в общем товарообороте Москвы супермаркеты и гипермаркеты занимали 8,4%, в 2002 году их доля увеличится до 12%, и в будущем она будет расти.

Источник: Известия