30.12.2002

Битва за водку. В уходящем году государство вело большую войну за контроль над водочной отраслью, причем сразу на двух фронтах.



Сменив руководство госпредприятия "Росспиртпром", Минсельхоз подготовил к акционированию крупнейший в стране водочный холдинг, а добившись передачи советских водочных брэндов казенному предприятию "Союзплодоиморт", подготовился к затяжной войне за зарубежные алкогольные рынки.
Весной 2000 г. только что созданному федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП) "Росспиртпром" были переданы госпакеты акций более 100 ликероводочных предприятий страны. Еще тогда один из участников рынка предположил, что главная задача молодого ФГУПа - собрать раздробленные госактивы, чтобы потом приватизировать их.

На обоснованность подобного предположения ничто не указывало более двух лет. И лишь три недели назад министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил журналистам, что правительство рассматривает возможность акционирования "Росспиртпрома".

За эти два с половиной года руководящая команда "Росспиртпрома" во главе с гендиректором Сергеем Зивенко поставила под контроль ФГУПа большинство водочных предприятий, до этого формально принадлежавших государству, а на деле живших самостоятельной жизнью под опекой местных властей. "Росспиртпрому" пришлось вынести ожесточенное противостояние с губернаторами, провести десятки акционерных собраний, сменить десятки советов директоров и расставить на ключевых постах на заводах лояльных менеджеров. Одновременно руководство ФГУПа добилось реструктуризации огромной задолженности своих филиалов. В конце июля Зивенко уходит в отставку, написав заявление с формулировкой "по собственному желанию", и его место занимает генерал-майор налоговой полиции Петр Мясоедов. Вскоре после этого специальным постановлением правительства полномочия руководства ФГУПа кардинально урезаются, до этого относительно самостоятельное предприятие ставится под жесткий контроль Минсельхоза, и финальным аккордом звучит заявление Гордеева о возможности его акционирования. Многие участники рынка и аналитики немедленно заговорили об отлично проведенной предпродажной подготовке гигантского алкогольного холдинга, предприятия которого в 2001 г. выпустили 38% российской ликероводочной продукции и 60% спирта.

История "Росспиртпрома" заставляет задуматься о возможной судьбе еще одной госкомпании, находившейся в этом году в центре общественного внимания, - созданного год назад федерального казенного предприятия (ФКП) "Союзплодоимпорт". Возглавляемое бывшим замминистра сельского хозяйства Владимиром Логиновым ФКП, как и "Росспиртпром", все время своего существования занималось завоеванием контроля над водочной госсобственностью, но на этот раз нематериальной - 43 советскими товарными знаками ( "Столичная", "Московская", "Русская", "Лимонная" и т. д. ). Эти знаки были в 1997 г. приобретены частной компанией SPI предпринимателя Юрия Шефлера и обеспечили ей положение одного из ведущих поставщиков русской водки на мировые рынки. Несмотря на то что усилиями Минсельхоза и Генпрокуратуры советские водочные марки были формально национализированы и переданы ФКП "Союзплодоимпорт" еще в декабре прошлого года, SPI рассчитывает продать в нынешнем году на мировом рынке водки на $680 млн, а ФКП довольствуется продажей копеечных лицензий на розлив водки на российских ЛВЗ. Неудивительно, что, по заявлениям Логинова, "Союзплодоимпорт" намерен вести упорную борьбу с SPI за иностранные рынки. При этом никто не поручится, что ФКП не повторит путь "Росспиртпрома" и, в случае выигрыша судебных процессов против SPI - если не на всех, то хотя бы на некоторых ключевых западных рынках, - мы не услышим от правительственных чиновников слова о возможном акционировании ФКП "Союзплодоимпорт".

РЕКЛАМНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ: Весной этого года Министерство по антимонопольной политике одержало победу над наружной рекламой крепкого алкоголя, запрещенной федеральным законом "О производстве и обороте алкогольной продукции". Однако торжествовали чиновники недолго. Минувшей осенью, когда у производителей алкоголя наступил "высокий сезон", рынок охватила мода на новую форму рекламы крепкого алкоголя. Производители водки увлеклись производством минеральной воды и слабоалкогольных коктейлей.

Как оказалось, эту продукцию, расфасованную в бутылки, похожие на водочные, можно совершенно легально рекламировать на городских улицах. Так, в частности, поступили Русская вино-водочная компания (водка и коктейли "Флагман") , запустившая кампанию под слоганом "Имеешь право! " и Diageo (виски и коктейль Johnie Walker). Способов борьбы с явлением, получившим название "замещающей рекламы", в МАПе пока не придумали.

Источник: Ведомости