10.01.2003

Объем рекламного онлайн-рынка


В одном из предыдущих материалов Дни.ру представили свою оценку объема рынка онлайн-рекламы 2002 года. Там же была высказана гипотеза, что в наступившем, 2003 он вырастет примерно вдвое и достигнет отметки в 30 млн. долларов, были приведены причины такого роста. Сегодня мы проанализируем ситуацию немного с другой стороны.

Во-первых, давайте попытаемся понять, много это или мало. $15 млн, заработанных Интернет-площадками в этом году – хорошо это или плохо. Для такого рода оценки нужно подобрать адекватные критерии. Например, можно сравнить объем нашего, российского интернет-рынка с американским. Получится, что мы заработали примерно в 300 раз меньше, чем заокеанские коллеги (по оценке IAB, заработок ведущих площадок США составил более $4 млрд.). Иными словами, рынок Рунета – это десятые доли процента от рынка Интернет-рекламы страны развитого капитализма. Неутешительный показатель при всем очевидном превосходстве заокеанской онлайновой индустрии.

Но правильно ли проводить такого рода сравнения? Мы полагаем, что не совсем. И вот почему: давайте попробуем сравнить наши рекламные рынки в целом. И мы увидим, что и в других рекламных секторах ситуация не лучше. Рекламные рынок США в десятки раз превосходит отечественный. И это несмотря на стремительный рост последнего, несмотря на не самую благоприятную экономическую ситуацию в США. Конечно, этому есть объективные причины, о которых мы не будем писать в силу их прозрачности.

Таким образом, сравнение с рынками иностранных сегментов интернета в нашем случае не совсем уместно. Давайте попробуем пойти другим путем. Попытаемся проанализировать соотношение объемов внутри нашего, российского рекламного рынка.

Для этого сначала попытаемся выделить рекламные сектора. Есть радио, есть телевидение, есть наружная реклама, есть пресса и т.п. Необходимо выявить наиболее сущностно, идеологически наиболее близкий нашему интернету. Наружка? Определенно, нет. Печатная реклама? Пожалуй, ближе. Совсем недавно, до появления rich media, новых интерактивных форматов она действительно была наиболее близка Интернет-баннерам (а точней, они были ей близки), но сегодня – уже вряд ли. Радио? Исторический прародитель интрнета, но серьезно ему технологически проигрывающий. Ведь радио имеет возможность транслировать только аудио-информацию, в то время как интернет изначально работал с визуальными технологиями, а сегодня может позволить себе и звук, и многое другое.

Интернет вообще отличается от традиционных медиа своей гибкостью, приспосабливаемостью. Он может принимать любые практически любые формы – были бы только поставлены задачи. И в этом смысле он значительно превосходит своих конкурентов. Но продолжим.

Телевидение? Уже ближе. Наверно, ближе всего. Интернет показывает картинку, способен показать полноценный видеоролик (приведем как пример формат с красноречивым названием «телевизор»), может транслировать звук.

Обнаружив технологическое сходство между интернетом и телевидением, давайте немножко пофантазируем, составим табличку объемов их рекламных поступлений (на основании данных Дней.ру (Интернет) и Российской ассоциации рекламных агентств (телевидение)).

Год

Телевидение

Интернет

Соотношение

2001

$480 млн.

$ 5 млн.

96 к 1

2002

$880 млн.

$ 15 млн.

58 к 1

Рост:

183%

$300%

Коэффициент опережающего роста Интернета по отношению к телевидению равен 1,6. А это очень хорошо для молодой медийной среды, это очевидный показатель интереса рекламодателей к ее возможностям. Пусть цифра в 15 млн. сравнительно невелика, но, как говорится, тенденция налицо.

Теперь пофантазируем подальше, на тему того, что может ждать интернет в ближайшей финансовой перспективе. Предположим, что он будет расти теми же темпами и дальше. В одном из своих интервью Юрий Заполь, президент компании "Видео Интернэшнл" отметил, что к 2004-2005 году рынок телерекламы составит примерно $2 млрд. Возьмем эту цифру как исходную и проведем нехитрую калькуляцию. 2 млрд. – это 227% рост по сравнению с 880 млн. Умножаем 227% на 1,6, получаем 363%.

Умножаем 3,6 на 15 млн., получаем 54, что уже сопоставимо с рынком радиорекламы в минувшем году. При этом радиореклама, несмотря на усилия представителей этой индустрии, демонстрирует сравнительно небольшие темпы роста – и это позволяет говорить о том, что в ближайшей перспективе две медиа-среды – радио и интернет могут достичь «рекламного паритета».

Впрочем, есть одно но. У телерекламы есть пределы роста (хотя бы – не больше 20% эфирного времени, технологическая ограниченность). У интернет-рекламы очевидных для сегодняшнего дня пределов технологического или идеологического роста нет. При работе с этой медиа-средой возможно использование буквально любых мультимедийных разработок, маркетинговых ходов, рекламных решений. Или нет, один ограничитель все-таки есть – фантазия креаторов, которые сегодня, к сожалению, далеко не всегда способны успеть за столь стремительно развивающейся сущностью, как Интернет.

Источник: Дни.ru