14.01.2003

"Утконоса" зовут в столицу



Сегодня московские власти рассмотрят проект по созданию в Москве сети столов заказов "Утконос", крупными акционерами которой являются менеджеры "Северсталь-групп". Если постановление будет реализовано, сеть, насчитывающая сейчас пять пунктов приема заказов в столице и Подмосковье, получит сразу 415 торговых точек. Впрочем, участники рынка и аналитики называют эти планы нереальными.
Сеть "Утконос" образована в прошлом году. Сейчас сеть включает пять магазинов: четыре в Зеленограде и один в подмосковном городе Менделееве. Ими управляет ОАО "Новый импульс". Дневной оборот каждого "Утконоса", по данным представителей сети, составляет около $4000.

По схеме работы "Утконосы" напоминают столы заказов советских времен: покупатель приходит в магазин, заказывает нужные товары по компьютеру, а на следующий день забирает покупку. Представители сети "Утконос" не раз объясняли, что из-за отсутствия необходимости платить аренду и содержать большой штат им удается держать низкие цены - на 15 - 20% ниже среднерыночных (такое же отличие от средних розничных цен декларируют сети дискаунтеров "Дикси" и "Пятерочка").

Именно на социальную политику делается упор в проекте постановления столичного правительства "О развитии в г. Москве системы торговли по предварительным заказам населения на примере опыта г. Зеленограда", которое будет рассмотрено сегодня. Документ предполагает выделение до 2005 г. сети "Утконос" помещений под размещение 415 торговых точек и девяти участков под строительство распределительных центров. Общая площадь "Утконоса" не должна превышать 350 кв. м, торгового зала - 200 кв. м: формат торговли сети не предполагает хранение крупных товарных запасов в магазине. Для строительства каждого центра площадью от 6000 до 10 000 кв. м требуются участки, как указано в документе, площадью не менее 1,5 га.

Как сообщил "Ведомостям" чиновник московского правительства, на реализацию всего проекта требуется порядка $100 млн. По проекту организация сети "Утконос" в Москве будет вестись за счет привлеченных и собственных средств ОАО "Новый импульс". Представители "Нового импульса" вчера воздержались от комментариев. Источник в "Северсталь-групп" уточнил, что проект "Утконос" в основном будет осуществляться на заемные средства.

В случае удачи проекта "Утконосы" могут составить серьезную конкуренцию компаниям, которые открывают так называемые магазины у дома (convenience stores). Первый свой такой магазин открыла в декабре группа "Седьмой континент". "Но магазины "Утконос" предназначены для иного сословия", - говорит замгендиректора "Седьмого" Валентин Запевалов, имея в виду, что в "магазинах у дома" его сети цены низкими не будут.

Но возможность реализации планов "Утконоса" в полном объеме вызывает у аналитиков и участников рынка сомнения. Они считают показатели работы торговых точек "Утконос", указанные в проекте постановления правительства, завышенными. По ним каждый стол заказов способен обслуживать до 2000 человек в день, а средняя стоимость покупки составит 380 руб. Нетрудно подсчитать, что в случае реализации проекта в полном объеме (415 точек в Москве) годовой оборот сети должен превысить 115 млрд руб. ($3,5 млрд). Между тем нынешние лидеры российского ритейла сообщают о оборотах на порядок меньших - например, "Перекресток" сообщает об обороте в $320 млн за 2002 г. , а "Пятерочка" - в $400 млн. Алексей Кривошапко из ОФГ говорит, что в супермаркетах средняя стоимость покупки составляет 240 - 280 руб. , а в дискаунтерах - всего 150 - 160 руб. С Кривошапко согласен управляющий директор российского совета торговых центров Олег Войцеховский. "Малоимущие граждане, как правило, отовариваются продуктами первой необходимости и много денег в кассе не оставляют", - говорит он.

Источник: Ведомости