15.01.2003

Онищенко вызвался платить за здоровую рекламу. Экспертное управление Администрации Президента РФ собрало за «круглым столом» специалистов по социальным рекламным проектам



Если кто-то и не знает точно, что такое социальная реклама, то наверняка догадывается. Правильно: это реклама, которая нас побуждает не к покупкам, а к поступкам. Например, не курить - на это нет времени, позвонить родителям, беречь природу и т. п.

Никакой экономической выгоды такая реклама, понятно, дать не может, у нее другие, более возвышенные задачи. Поэтому в Законе «О рекламе» про нее написали отдельную статью, обложив все незаинтересованные стороны 5-процентным оброком: средства массовой информации обязаны осуществлять размещение социальной рекламы... в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год, а рекламопроизводители обязаны производить ее в таких же объемах.

И вот аналитическая компания «РОМИР» взялась проанализировать, как же у нас обстоят дела с социальной рекламой. Выяснилось, что ее доля в общем объеме рекламы составляет менее одного процента. Значит, закон не срабатывает. Почему? И что нужно сделать для того, чтобы он заработал, чтобы социальная реклама стала нормой нашей жизни, как во всяком уважающем себя государстве? На эти вопросы попытались ответить участники «круглого стола», проведенного по инициативе Экспертного управления Администрации Президента РФ, - чиновники ряда министерств, представители СМИ и рекламного бизнеса.

Как правило, рекламодателями социальной рекламы являются правительства. Они же и финансируют социальные проекты. Например, в 2001 году правительство Великобритании потратило на социальную рекламу 200 миллионов долларов и в рейтинге всех рекламодателей вышло на первое место. Там при правительстве существует специальный орган - Центр управления коммуникациями, который собирает ото всех государственных структур заказы на социальную рекламу, размещает их в рекламных агентствах и конечный продукт - в СМИ. В США этим делом занимается Рекламный совет - неправительственная организация, существующая с 1942 года. Средства на социальную рекламу выделяют как частные фирмы, так и администрация. Например, только на антинаркотическую пропаганду в 1993-2000 годах администрация Клинтона потратила почти 2 миллиарда долларов. И, как известно, получила колоссальный результат. В Италии вся социальная реклама идет от имени президиума совета министров.

У нас ничего подобного пока нет - ни специального координирующего органа, ни политики, ни программы. Есть только эпизодические всплески. Пожалуй, единственное государственное ведомство, которое целенаправленно и профессионально занимается этим делом уже много лет, это Министерство РФ по налогам и сборам. Все остальные - от случая к случаю. Скажем, по случаю Всероссийской переписи населения.

В чем же проблема? В первую очередь в деньгах. Хоть и есть в законе строгое слово «обязаны», на самом деле оно ничего не значит. Производство любой рекламы стоит денег, особенно телевизионных роликов. Эфирное время тоже стоит денег. Кто за это должен платить? В законе не сказано. Говорится лишь, что если социальная реклама производится и распространяется безвозмездно, то это считается благотворительностью. Из чего не следует, что СМИ и рекламные агентства обязаны этим заниматься бесплатно.

Что в результате? Опять же единственное министерство, которому удается размещать свои рекламные ролики действительно бесплатно, - МНС. Но здесь все ясно. Кто же рискнет не дружить с налоговиками? Хотя некоторые рискуют. По словам начальника департамента МНС Ирины Колотий, в прошлом году МНС так и не смогло договориться с ОРТ, даже министра печати привлекали - не помогло. Наибольшее понимание рекламодатели встречают на каналах «Россия» и «Культура» - отчасти, видимо, потому, что это государственные каналы и им сам бог велел проводить государственную политику. Впрочем, некоторые чисто коммерческие каналы предоставляют бесплатное эфирное время, но, как правило, не самое рейтинговое. По их мнению, все было бы гораздо проще, если бы действующие сегодня ограничения по объему рекламы на ТВ касались только коммерческой рекламы, а для социальной - никаких ограничений.

Еще одна проблема - качество рекламных роликов. По мнению профессионалов, большинство социальных роликов по творческому воплощению, мягко говоря, не идут ни в какое сравнение с коммерческой рекламой. Это опять же следствие «благотворительности». Начальник экспертно-аналитического отдела Минпечати РФ Аркадий Макрецов убежден, что вынуждать СМИ и рекламные агентства работать бесплатно - порочная практика. Он сообщил, что министерство учредило систему грантов по социальной рекламе. В частности, выделено три миллиона рублей на антинаркотическую пропаганду - ролики уже подготовлены и пойдут в эфир в нынешнем году. Кроме того, планируется выделить три миллиона рублей на производство роликов, посвященных адаптации инвалидов. Министерство намерено и впредь выделять гранты агентствам на конкурсной основе.

С такой постановкой вопроса согласился и главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко: «У Минздрава есть небольшие копеечки. Они, правда, размазаны по федеральным целевым программам: СПИД, туберкулез, «Дети России» и т. д. И мы готовы часть этих денег отдать на социальную рекламу».

Участники «круглого стола» оценили поступок Геннадия Онищенко, но все же решили, что этого мало. Не в смысле денег, а в смысле всего дела. Решено создать рабочую группу, которая выработает стратегию и тактику в развитии социальной рекламы, а также даст предложения Правительству по созданию некоего координирующего органа - по опыту других стран.

по информации «Российской газеты»

Источник: Outdoor.Ru