15.01.2003

Наши сотовые операторы - лучшие. Так считают эксперты Standard & Poor's



Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's опубликовало в начале этой недели исследование о состоянии восточноевропейского рынка мобильной связи. По данным агентства, сотовые операторы Восточной Европы, в отличие от других европейских телекоммуникационных компаний, уверенно наращивают свой бизнес. И лучше всего среди них выглядят "ВымпелКом" и "Мобильные ТелеСистемы" (МТС).

Хотя практически все восточноевропейские операторы имеют спекулятивные рейтинги (за исключением венгерской компании Pannon GSM Tavkozlesi, полностью принадлежащей норвежскому холдингу Telenor и обладающей инвестиционным рейтингом A-) , в S&P указывают, что рыночная конъюнктура сегодня складывается для них чрезвычайно удачно. Рейтинговые ограничения на компании накладываются лишь кредитными рейтингами стран, где они работают.

Успех сотовых операторов Восточной Европы в S&P объясняют застоем на местных рынках проводной связи. Многие российские эксперты отрасли с этим согласны. "Невозможность получить проводной телефон в разумные сроки за приемлемые деньги вынуждает очень многих обратиться к мобильной связи", - говорит Вячеслав Николаев, вице-президент департамента исследований Доверительного и инвестиционного банка (ДИБ).

По основным финансовым показателям "ВымпелКом" (рейтинг B) и МТС (рейтинг B+) серьезно обогнали большинство своих коллег из соседних стран. По результатам первых трех кварталов 2002 г. МТС с показателями выручки в $952,5 млн и EBITDA в $494,1 млн прочно удерживает звание крупнейшего сотового оператора региона. "ВымпелКом" с выручкой в $539,5 млн и EBITDA в $237,6 млн уступил в этом соревновании лишь польскому оператору Polska Telefonia Cyfrowa (выручка за три квартала 2002 г. - $876,8 млн, EBITDA - $355,5 млн).

Кое в чем российские сотовые компании могут тягаться даже с западноевропейскими операторами. И у МТС, и у "ВымпелКома" цены на связь в среднем ниже, чем, например, у французской Orange или британской Vodafone. А абоненты МТС к тому же наговаривают по телефону в месяц больше минут, чем клиенты той же Orange или испанской Telefonica, - 175 минут против 139 и 109 минут соответственно.

Проникновение сотовой связи в России все еще очень низко - всего 10%. Это, по мнению авторов исследования, создает дополнительное преимущество для российских компаний, у которых остался еще очень хороший задел для роста. В Чехии, например, сотовый рынок близок к насыщению, ведь сейчас проникновение сотовой связи составляет там 76%.

Впрочем, у российских компаний есть и слабости. По данным Standard & Poor's, российские абоненты крайне нелояльны: на нашем рынке самые высокие показатели перехода пользователей из одной сети в другую. Возникающая из-за этого необходимость стимулирования роста числа пользователей и привлечения новых абонентов нередко оборачивается повышенными затратами на расширение абонентской базы или расходами на удержание клиентов.

Правда, с этим замечанием не согласны российские аналитики. "Да, повышенная чувствительность к ценам наших граждан действительно создает проблему нелояльности. Но это компенсируется тем, что стоимость привлечения российского абонента гораздо ниже", - объясняет Николаев из ДИБа. Действительно, расходы на привлечение одного абонента, например, у "ВымпелКома" составляют порядка $25. Словацкому оператору, например, каждый клиент обходится в $70, а голландскому и вовсе в $137.

В Standard & Poor's полагают, что для восточноевропейских операторов существует риск, что в средне- и долгосрочной перспективе их потребности в дальнейших заимствованиях возрастут в связи с созданием мобильных сетей третьего поколения (3G) и расширением бизнеса за счет приобретения новых мощностей. Первое нашим компаниям пока не грозит - и в "ВымпелКоме", и в МТС заявляют, что у них пока нет никаких конкретных планов на 3G. "Увидев печальный пример западноевропейских компаний, российские операторы не спешат вкладывать в 3G", - говорит аналитик Альфа-банка Андрей Богданов.

Аналитики инвестиционных банков в один голос предрекают скорое повышение рейтингов российских операторов. В начале декабря 2002 г. рейтинг России был повышен до BB. "Когда в декабре 2001 г. Standard & Poor's присвоило России рейтинг B+, в том же месяце повысили рейтинги и "ВымпелКому" с МТС. Это происходит традиционно, ведь они самые очевидные кандидаты на поднятие рейтинга как по прозрачности, так и по финансовым показателям", - говорит Николаев. "Оба оператора, несомненно, подрастут в ближайшее время до рейтинга страны", - вторит ему Богданов. Впрочем, в S&P эти предположения не комментируют.

Источник: Ведомости