15.01.2003

"Мекка-кола": напиток настоящего шахида



«Всегда «Кока-Кола»!…», – в скором будущем этот рекламный слоган может потерять актуальность для многих жителей арабских стран, если, конечно, французский предприниматель Тофик Матлуфи преуспеет в своем новом проекте.

Матлуфи выбросил на рынок новый безалкогольный напиток, назвав его просто и без затей: «Мекка-кола». Он надеется, что его детище станет любимым напитком мусульман всего мира, повергнув в прах бренд «Кока-кола», расцениваемый им как одна из икон американского капитализма.

В интервью, данном им корреспондентам агентства ВВС, Матлифи охарактеризовал свой бизнес как «…борьбу с американским империализмом и сионизмом через создание товаров-заменителей для американских товаров и расширения круга стран, бойкотирующих американские товары». Лозунг на этикетках «Мекка-колы» гласит: «Перестань пить тупо: пей с целью».

Интересно, что «Кока-кола» уже не в первый раз становится мишенью арабских бизнесменов. Так, на Ближнем Востоке успешно продается иранский напиток «Замзан-кола», названный в честь священного источника в Мекке и с восторгом встреченный жителями Саудовской Аравии и Бахрейна.

Сама компания «Кока-кола» проигнорировала жест Матлуфи. В ее заявлении говорится, что французский предприниматель просто воспользовался обстоятельствами для того, чтобы заработать на сложившейся на Ближнем Востоке сложной политической ситуации. «Кока-кола» подчеркивает, что конечный выбор напитка все равно будет оставаться за самими покупателями.

Распространение в арабских странах недовольства американской поддержкой Израиля спровоцировало начало полномасштабной кампании, направленной на бойкотирование произведенных в США товаров. Так, в течение первого квартала прошлого года американский экспорт в Саудовскую Аравию сократился более чем на 40%.

«Кока-кола» признает, что, подобно другим западным компаниям, она также ощущает определенное влияние этого бойкота на свой бизнес. Вместе с тем, представители компании воздерживаются от подробных комментариев сложившейся ситуации, заявляя, что «Кока-кола» не связывает себя с «какой-то конкретной религией или этнической группой» и стоит вне политики.

«Мекка-кола» была запущена в производство во Франции всего два месяца назад. В настоящее время этот напиток пользуется большим успехом на рынке и экспортируется в Великобританию, Германию, Бельгию, Италию и Испанию. По словам Матлуфи, на следующей неделе он планирует начать ввоз «Мекка-колы» в Швецию и в Данию, а спустя месяц новый напиток должен впервые выйти на рынки стран Ближнего Востока.

По словам Матлуфи, с начала производства «Мекка-колы» ему уже удалось продать два миллиона полуторалитровых бутылок нового напитка, и он не испытывает проблем с заказами. «Сегодня у нас есть заказы на 16 миллионов бутылок. Одни лишь европейские страны заказывают у нас по два миллиона бутылок в месяц», – заявляет он.

Если первыми покупателями нового напитка стали небольшие этнические группы в мусульманских кварталах, то сегодня «Мекка-колу» можно найти на полках крупных супермаркетов Франции, Бельгии и Германии. По словам Матлуфи, одним из главных факторов, привлекающих внимание покупателей к «Мекка-коле», является то, что 10% дохода от ее продажи поступает в пользу благотворительным организациям, работающим на территории Палестины, а еще 10% – европейским неправительственным организациям, занимающимся миротворческой деятельностью. Он заявляет, что эта помощь не может быть использована террористами, так как она поступает не в виде денег, а виде поставок одежды и других товаров, или в виде оплаты работ на строительство школ в регионе. «Живые деньги мы перечисляем только в Unicef (Международный детский фонд)», – заявляет он.

Матлуфи не беспокоит, что выбранный им для своего напитка рекламный слоган может спровоцировать рост антиамериканских настроений: «Это не моя проблема – это проблема американской администрации. Если они действительно хотят остановить рост антиамериканских настроений, то им необходимо изменить свою политику и отказаться от практики «двойных стандартов» в области прав человека и политики».

Источник: Деловая неделя